Найти тему
Remont1969

Субботний культпоход. Собрание экипажей Оружейной палаты и ГИМ. Москва. Кремль

Коллекция пассажирских экипажей в Оружейной палате Московского Кремля и не только...

Две тысячи двадцать второй год возможно последний год, когда все музеи России в распоряжении только россиян, ни китайцев, ни иностранцев. Грех не использовать это время, что бы посмотреть то, что раньше увидеть можно было только в окружении таких же туристов, как и ты. А сейчас красота, нет никого, можно свободно всё посмотреть, не втираясь между туристическими группами с экскурсоводами. Оружейная палата Кремля одно из таких легендарных мест, о котором все слышали, но были там только со школьной экскурсией. Время восстановить в памяти историю. Тем более, что в Оружейной палате собраны коллекции, которые могут заинтересовать и техногиков и любителей военной истории.

Все фотографии, приведённые в публикации сделаны автором. Фотографии из Оружейной палаты сделаны в январе 2022 года, остальные в ГИМ в разное время. Под каждой фотографии расположены и другие, крутите карусельки, там много интересного. Этот канал является некоммерческим, все фотографии и материалы используются только в информационных и познавательных целях.

Этот культпоход напрямую не связан с темой канала - военной техникой Первой мировой войны, но перед чадящими четырёхколесками были экологические чистые телеги и кареты. Их активное использование в народном феодальном хозяйстве привело к тому, что выпущенных раньше середины 19-го века транспортные средства практически не сохранилось. Но власть есть власть в любые времена, и технику средневековых ГОНов можно увидеть не только на исторических картинах. Возможно лучшая коллекция королевских карет хранится в Лиссабоне, неплохие коллекции остались в Вене и Ватикане. Московская коллекция карет русских царей уступает лучшим европейским коллекциям, но она наша и напрямую связана с историей страны и техники. В здании Оружейной палаты на первом этаже хранится 17 экипажей 17-18-го веков, еще четыре стоит добавить из расположенного в зоне прямой видимости Государственного исторического музея для полноты впечатления.

-2

С технической и исторической точки зрения самыми интересными каретного зала являются четыре экспоната 17-го века, расположенные в начале экспозиции. Первый экспонат - открытая "колымага" английской работы конца XVI века. Это самый древний экипаж в экспозиции не только Оружейной палаты, но и вообще среди сохранившихся российских телег. Колымага не имела подвески и поворотных осей и управлялась идущим рядом возницей. Салон у колымаги по определению - «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Прямоугольный кузов экипажа подвешен на ременных поясах и закрыт занавесками. Карета ещё не оборудована поворотным кругом. Этот экипаж считается подаренным в 1604-м году английским королём Яковом I, как посольский дар, первому царю из династии Годуновых - Борису. Колымага использовалась до конца XVII века при выездах царей Михаила Федоровича и Алексей Михайловича. С технической точки зрения можно обратить внимание на то, что парадная карета была импортной, и соответственно её конструкция - отсутствие подвески и поворотных осей отражает в общем состояние кузовного дела в Европе, а не только в России.

Второй экипаж ещё более интересен. Во-первых он российского производства, построен в 40-х годах 17-го века в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля, а во-вторых это единственный сохранившийся образец дворянского транспорта не из царских конюшен. Колымага со слюдяными окнами была пожалована брянскому старосте Франциску Лесновольского, шляхтичу литовских кровей, перешедшему на службу русскому царю и видимо сильно отличившемуся. После Лесновольского экипажем владел Никита Романов, двоюродный брат царя Михаила Романова. Конструктивно это также колымага, как и экипаж из Британии, нет не подвески, ни поворотных осей, только салон у российской полностью закрытый. Колымага осталась и в истории искусства, на картине "Утро стрелецкой казни" Василий Суриков, очень трепетно старавшийся передать "правду истории", изобразил за Петром Первым именно эту карету.

Семнадцатый век был для Русского царства веком войн и религиозных изменений, и за эти сто лет больше почти ничего не сохранилось. Напротив двух взрослых экипажей стоят "потешная" карета и возок, построенные в Мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля в 1689-1692-м годах. "Потешные" сани строились для детей Старшего царя Ивана V Алексеевича, несмотря на слабость здоровья их у него было сразу пятеро. И одна из них - Анна Иоанновна даже стала императрицей, а "потешный" возок был предназначен для сына уже младшего царя Петра I - Алексея. Экипажи были именно "потешными", то есть предназначенными для игр и развлечений, а не детскими. С технической стороны особого развития по сравнению с "колымагой Никиты Романова" не видно, хотя возок уже приобретает криволинейные формы, да и за сто лет додумались до поворотной оси, хотя окошки такие же слюдяные и стенки сделаны из кожи.

За правление Петра I Россия скачком преодолела тот разрыв в технологиях и искусстве, который Европа в войнах создала в 17-м веке. Карета, подаренная Петром I своей дочери Анне, перед её поездкой в Гольштинию вместе с новоиспеченным мужем - гольштинским принцем Карлом Фридрихом - самый старый экипаж нового Европейского стиля. Сам Петр ещё ездил на скромных возках, а для дочери выписал карету по последней моде из Европы - большой четырехместный экипаж типа «Carrosse». Импортный экипаж был приобретен во Франции в 1721-м году в полной комплектации, которая требовалась для представительских карет в это время: барочный кузов со изогнутыми передней и задней стенками суживается книзу, отличный обзор за счет больших окон закрытых стеклом, рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука, закрепленная внутри кузова подножка. Радикальное отличие от "колымаг" середины 17-го века, но и Российская империя уже была не та, Петр I победил всех внешних и внутренних врагов и наконец понял, что он управляет огромной страной и стал расходовать деньги и на то, что бы этому соответствовать. Из Гольштинии в этом экипаже мог приехать в Россию в 1742 году сын Анны Петровны правнук Алексея Михайловича – будущий император Петр III.

Другие экипажи петровского времени, например так же парижского изготовления коронационная карета Екатерины I, хранятся в Каретном сарае Эрмитажа. А в Оружейной палате наступает "век императриц" все остальные кареты относятся к сменявшим друг друга Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине Ангальт-Цербстской. Для переезда из Москвы в Санкт-Петербург Анна Иоанновна, которая почти пять лет правила из Москвы, заказала в 1732 году многоместный зимний возок на полозьях, который построил некий Жан Мишель, француз, в Мастерских Московского Кремля. В Москву возок вернулся уже с Елизаветой Петровной, которая на нем приехала в Москву на коронацию в 1742-м году за три световых дня. Возок - «зимняя линея» вмещал десять человек и имел систему обогрева серебряными жаровнями с углем.

Анна Иоанновна предпочитала российское и пользовалась каретой, построенной по французским лекалам но в Санкт-Петербурге в 1739-м году с учётом самых современных технических новшеств. Двухместная парадная карета типа "coupe" с барочным кузовом, "коленчатыми" рессорами, поворотным кругом, козлами для кучера, зеркальными стеклами. Заказчику карета послужила недолго, для своей коронации этой каретой уже воспользовалась будущая императрица Елизавета Петровна. А самым первым экипажем, построенным еще в начале правления племянницы Петра I был возок для поездок по дворцовому саду, построенный в 1725-1730-м годах.

В отличии от "немки" Анна Иоанновны, которая предпочитала отечественное, прирожденная "русская" дочь Петра I любила импортное. В коллекции Оружейной палаты пять карет из ГОНа, обслуживавших Елизавету Петровну. Четыре из них классические парадные кареты типа "coupe" венского и берлинского производства. Конструктивно экипажи - типичная карета как в кино про 18 век, отличаются только декором, ну здесь уже на вкус и цвет каждый выбирает себе.

Самым вычурным экипажем из коллекции "купе" выглядит двухместная карета типа "coupe", подаренная прусским королем Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Фридрих II знал, что русская правительница любит Мер...ы барочные кареты и, для создания положительного имиджа и возможного военного союза, подарил императрице карету мастера Иоганна Михаэла Гоппенгаупта. Иоганн Михаэл Гоппенгаупт был одним из самых известных мастеров по тюнингу карет, и музейное купе выделяется легкостью и прочностью. Но прусакам подарок не помог, в 1760-м году русские войска вошли в Берлин, но карета точно здесь не причём.

Среди симпатичных купе выделяется огромный экипаж-лимузин - позолоченный четырехместный экипаж типа «большая карета». Кузов тюнингован с стиле рококо, автор дизайна парижанин А. Дрилеросс. Карету подарил Елизавете Петровне брат её фаворита Алексея Разумовского будущий Гетман Украины Кирилл Разумовский в 1757-м году. Технически карета не выделяется новизной - построена она уже в эпоху, когда техническое совершенствование остановилось и один экипаж от другого отличался только декором и размерами.

Три следующие кареты и портшез обслуживали императрицу Екатерину Великую и представляют собой следующий этап развития каретного дела. Построенные в классическом стиле экипажи типа berline имеют правильную овальную форму. Шасси уже совершенно новое, хотя прошло каких-то десять лет - вертикальные рессоры, две дрожины по обеим сторонам кузова, поворотный круг и подножка снаружи. Карета российского производства имеет и вертикальные и горизонтальные рессоры, а упрощенная модель родстера двухместной коляски, выполненной в Лондоне по заказу графа Григория Орлова для Екатерины II только горизонтальные. Смена стиля и технические усовершенствования сделали экипажи эпохи Екатерины Великой более элегантными, чем у её предшественников. Портшез скорее всего был подарком и не использовался.

Недалеко от Кремля в Государственном историческом музее хранятся несколько экипажей, которые можно в обзоре соединить с хранящимися в Оружейной палате. Самый ценный экземпляр - зимний возок Петра I, который выставляется в 22 зале ГИМ на втором этаже. Хотя официально возок датируется 1710-м годом, но часть историков относят его вообще к концу 17-го века, когда молодой Петр ездил в Архангельск, или к его второй поездке на север России в 1702-м. Интересно сравнить его с возком Анны Иоанновны. Бросается в глаза отсутствие украшений и функциональная простота. Это и неспроста - в 1710-м году империя только строилась, и не было ни денег, ни понимания как долго придётся строить новую страну, было не до роскоши.

1710 Зимний Возок Петра Первого, ГИМ снято декабрь 2017
1710 Зимний Возок Петра Первого, ГИМ снято декабрь 2017

Изменения в стране можно оценить в следующем 23-м зале по Маскарадным саням, построенным во второй четверти 18-го века во время правления племянницы Петра - Анны Иоанновны. Бессмысленные с практической точки зрения, но красивые и предназначенные для увеселений дают всем понять - наступила эра стабильности и благоденствия, правда не для всех, но это и не особо важно.

1730-1740 Маскарадные сани, ГИМ, снято Декабрь 2017
1730-1740 Маскарадные сани, ГИМ, снято Декабрь 2017

Около лестницы на второй этаж стоят две кареты - дорожное берлине времен Екатерины II и фаэтон Павла I. Берлине - дворянский экипаж, который от хранящихся в Оружейной палате отличается меньшим декором и переходными техническими решениями. В отличие от парадных имперских эта карета была дорожной и её пользовались статс-дамы Анна Алексеевна Матюшкина и Елизавета Петровна Глебова -Стрешнева. Несмотря на то, что карета имеет кузов близкий к берлине императрицы Екатерины Великой, конструктивна она проще - используются устаревшие коленчатые рессоры и отсутствует внешняя подножка, хотя дрожины уже используются.

1760 Карета Екатерины 2 Berline Россия Москва ГИМ 2021_07
1760 Карета Екатерины 2 Berline Россия Москва ГИМ 2021_07

Императорские экипажи стоят слева и справа на первом этаже около лестницы ведущей на второй этаж. Самая поздняя карета - легкая коляска типа "Фаэтон" была куплена для императора Павла I и императрицы Марии Федоровны у мастера Гайгера в 1800 году. Самое интересное в ней материал - корпус коляски сделан из серебра. Императорская семья ездила в этом экипаже из Гатчины в Приорат.

1800 Коляска Павла 1 Лондон Мастер Гайгер Москва ГИМ 2021_07
1800 Коляска Павла 1 Лондон Мастер Гайгер Москва ГИМ 2021_07

В 33-м зале, который рассказывает о реформах во время Александра II, экспонируется детская карета, собранная в 1847-м году для детей тогда ещё цесаревича Александра Николаевича и великой княгини Марии Александровны. Карета в общих чертах повторяет "берлине", которые строились во времена Екатерины Великой.

1847 Карета детская, ГИМ, фотография декабрь 2017
1847 Карета детская, ГИМ, фотография декабрь 2017

Пока Москва относительно пуста, а музеи находятся в зоне CovidFree модно порекомендовать ещё раз сходить посмотреть то, что видели только в детстве или никогда не видели, сводить своих детей внуков, или наконец себя любимого:-)) Будет интересно, гарантировано!

-18

Где расположен:

Оружейная палата. Россия, Москва, 103132, Московский Кремль.

Официальная страница на сайте Музеев Московского Кремля.

-19

Государственный исторический музей. Красная пл., 1, Москва, 109012

Официальная страница музея.

-20

Все публикации этого канала можно найти по Оглавлению канала по странам и континентам.

О других музеях и отражении в них истории Первой мировой войны в этом канале можно почитать здесь:

Субботний культпоход. Музей Метро. Будапешт. Венгрия. Самое старое правильное метро в мире

Субботний культпоход. Будапешт. Венгрия. Музей Почты. О технике начала 20-го века и не только

Казань. Национальный Музей Татарстана о войнах начала 20-го века.

Азов и его музеи. Музеи о Первой мировой войне и не только.

Музеи о Первой мировой войне. Ростовский областной музей краеведения.

Музеи о Первой мировой войне. Музей современной истории России. Часть 1.

Музей ВВС. Монино. 21 экспонат заслуживающий внимания.

Музеи о Первой мировой. Тульский государственный музей оружия. Что можно увидеть?

Музеи о Первой мировой. ЦМВС. Москва. Что можно увидеть?

Музеи о Первой мировой. Тула. Что можно увидеть?

21 экспонат музея Отечественной военной истории в Падиково

Музеи о первой Мировой. Музей истории Военно-морского флота России. Москва.

Музеи о первой Мировой. Форум Армия2020. Что можно увидеть или 100 лет российскому танкостроению.

Музеи о Первой мировой войне. Ульяновский краеведческий музей.

Другие материалы канала о музеях и выставках:

Самый красивый самолет 20-го века. Ту-144. Все сохранившиеся самолеты.

"Александр III. Миротворец". Выставка в ГИМ. Что можно увидеть о Первой мировой?

21 самый интересный экспонат Форума Армия-2021

21 самый интересный экспонат выставки МАКС-2021. Начало нового авиационного года.

21 самый интересный экспонат Форума Армия-2020. Итог 100 лет развития.