Чиназ. Это название мне перевели как означающее - «мало истины», я попробую рассказать как можно правдивее…
Есть две версии этого названия. Первая говорит о непостоянстве природных условий – летом – наистрашнейшая жара, а зимой – такие ветры, что без нужды на улицу не выйдешь. Этот факт подтверждает в своих воспоминаниях дипломат, военный востоковед Лев Феофилович Костенко, принимавшего участие путешествии из Ташкента в Бухару через Чиназ в составе русской миссии в мае 1870 года.
Вторая - повествует о том, что люди, населявшие поселок, большой воспитанностью не отличались. Смею предположить, что во времена давние в этом, очень удобном для переправы через Сырдарью месте, пошаливали лихие люди, старавшиеся «обогатиться» незаконными способами.
В шестидесятых годах позапрошлого века было принято решение о возведении нового, укрепленного и хорошо вооруженного поселения, размещенного у места слияния двух рек - Чирчика и Сырдарьи, и получившего название - Новый Чиназ.
По словам Л.Ф. Костенко, «при сооружение этого укрепления имелось в виду, с одной стороны, держать в своих руках переправу через многоводную и главную реку Средней Азии, а с другой, устроив здесь порт, или, по крайней мере, пристань для пароходов Аральской флотилии, извлечь возможно большую, пользу от пароходства на этой реке».
А потому, кроме гражданского населения, в новом поселке хватало и военных. Здесь же успел «отметиться» и великий князь Николай Константинович Романов, некогда сосланный в наши края. На его деньги строились плотины, мосты, проводились каналы. Именно он завез в наш край, в том числе и в Чиназ, так называемый «американский» хлопок, качество и урожайность которого были в несколько раз выше, чем у постепенно вырождавшихся местных сортов.
Естественно, как в любом другом уважающем себя городе, в поселке был основан церковный приход. Произошло сие знаменательное событие в 1869-м году, за два года до основания Туркестанской епархии.
Первым, временным храмом, был… простой шатер, скорее всего, нечто вроде юрты, покрытый кокандской матой (этот материал применялся как подкладка в верхней одежде). Он получил имя святого благоверного князя Александра Невского.
Работал сей небольшой храм «целых» два года, когда в 1871-м году под храм был приобретен и перестроен небольшой частный дом. Который, как вскоре выяснилось, также не удовлетворял интересы прихожан. Сию постройку четко охарактеризовал протоирей Андрей Малов:
«Дом, в котором помещается Чиназская Александро-Невская церковь, построен на солонцовой разрушительной местности. Посему северо-западный угол дома отвалился, северная сторона дома осела и угрожает падением. Поставленные внутри церкви в два ряда столбы для поддержки земляной крыши при падении могут покривиться и пасть вместе со стенами. Кроме сего, они производят тесноту в церкви и безобразие, и лишают церковь подобающей храму Божию красоты. Все это говорит о постоянной надобности построить в Чиназе храм новый, приличный и на лучшем месте. Но крайняя бедность православных жителей лишает права даже мыслить о том, чтобы они собственными силами построили в нем храм».
Предпринимались всяческие попытки получить ссуду от руководства края на строительство нового здания храма. Военная администрация почему-то не поддержало просьбы епархиального руководства, несмотря на наличие довольно большого гарнизона укрепления, а пожертвования же частных лиц не давали нужной суммы даже на простое возведение стен церкви. Но денег так и не дали, а потому в 1883-м году имущество церкви было передано джизакскому приходу, и почти десять лет верующие чиназцы были вынуждены ездить в Ташкент, потому как ближайшие церкви находились именно здесь.
Но все же нашелся добрый человек, решивший поделиться собственными средствами. В 1893-м году ташкентский купец второй гильдии А.В. Степанов жертвует очень приличную сумму на сооружение нового храма в крепости Чиназ. Проектировал его и руководил строительством известный туркестанский архитектор Алексей Леонтьевич Бенуа, оставивший о себе память в разных городах древней долины Турана.
Место для строительства выбрали самое высокое в поселке, чтобы весенние паводки Сырдарьи не могли подтопить вновь построенное здание. Сооружение небольшого храма длилось три года - тому виной были разные обстоятельства, но зато при строжайшем контроле качества работ. Специально выбранная комиссия из местных жителей и военных внимательно следила за ходом строительства, и при малейшем отклонении от проекта заставляла рабочих переделывать сделанное. Потому сооружение получилось очень прочным.
Чин освящения храма был проведен Преосвященным Епископом Ташкентским и Туркестанским Григорием во имя преподобного Александра, игумена Куштского. По некоторым предположениям, наименование храма было выбрано потому, что упомянутый святой считался небесным покровителем именитого купца, предоставившим деньги на строительство новой церкви. Пусть так – купец сделал богоугодное дело…
Кстати сказать, на то время чиназский храм был единственным, носившим имя преподобного Александра. Все остальные большие и малые церкви и храмы именовались другими именами. События первой четверти прошлого века сильно изменили жизнь храма. Изменили так, что вскоре, в 1934-м году, распоряжением властей тех времен приход был закрыт, а само здание передали так называемым «богоборцам» под их, так называемые, «нужды».
Шедевр зодчества, фактически – памятник архитектуры, был варварски переделан – снесли шатер с куполом и крестом, уничтожили звонницу с колоколами, которые, скорее всего, просто переплавили. Зачем-то «укоротили» в высоту стены здания, а окна заложили кирпичом.
Удивительно, но кресты – барельефы на стенах храма сохранялись до 60-х годов прошлого века, когда их цинично сбили по так называемым «жалобам». Они были связаны с тем фактом, что здание использовалось как кинотеатр, а кресты, мол, молодежь видит. Чего было больше в тех жалобах – ханжества или скудоумия, желания выделиться, или кому-то навредить - мы уже не узнаем.
Использовали это замечательное, хоть и изуродованное помещение и как школу, и как клубное помещение, и даже танцплощадку - дискотеку. И все равно – многие посетители наверняка чувствовали, что в этом здании – не место развлечениям, и даже учебным занятиям.
Шло время. Многие годы верующим так и приходилось ездить в Ташкент, или другие города республики – кто куда считал удобным. А, как известно, «свято место пусто не бывает». И, как и в другие города нашей страны, так и в Чиназ, под видом благочестия в начале девяностых годов прошлого столетия стали проникать различные «миссионеры». Своими проповедями они толкали горожан, особенно молодежь, в сторону от настоящей Веры, а зачастую, даже от законов государства.
Такое положение, несмотря на усилия соответствующих органов власти, было неправильным. В конце концов, должно же быть в городе место, куда верующие могли прийти, вознести молитву Богу, поделиться своими проблемами, получить душевное удовлетворение. И в 1997-м году выбранные на общем собрании представители обратились к митрополиту (в то время - Архиепископу) Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру с просьбой – восстановить приход и помочь в возвращении храма верующим города.
Владыка поддержал просьбу мирян, и хотя местные власти были только «за», процесс возрождения прихода затянулся почти на десять лет. Видимо, далеко не все жители поселка были морально готовы к восстановлению православного прихода.
И, наконец, 8-го июля 2007-го года прошло учредительное собрание прихода. Оно состоялось по благословению Владыки Владимира, Митрополита (тогда - Архиепископа) Ташкентского и Среднеазиатского. Начался сбор документов для регистрации храма в соответствующих органах. Местные власти достаточно быстро решили вопрос, и старое здание было передано на баланс Среднеазиатского митрополичьего округа.
Местные жители несколько раз устраивали субботники, чтобы вычистить и само здание, и его территорию от «наносов» прошлых лет. Началось возрождение церковной жизни Чиназа. Постоянного настоятеля практически не было. Иеромонах Нектарий, официально назначенный на эту должность, одновременно был настоятелем храма в Ургенче, и, естественно, приезжал в Чиназ два-три раза в месяц. Естественно, этого было мало православной общине.
А потому 25-го сентября 2008-го года настоятелем храма был назначен новый священник. Им стал преподаватель ташкентской Духовной семинарии Марк Мазитов. Через четыре года на этом посту его сменил иерей Александр Коханский. Оба священнослужителя, каждый с первых дней своей службы, как и по сей день, прилагали все свои силы и возможности для восстановления былого великолепия старого храма, сохранившего данное ему при освящении имя. Храма Веры и Благочестия, любви, добра и справедливости.