Нынче немало поводов для околоучебных дискуссий. Не вдаваясь в подробности, предлагаю сосредоточиться лишь на одном аспекте. Мне он видится важнейшим.
Образование - чего ради? Планируется ли реализация? Будет ли труд новоиспечённого специалиста интересен людям - и, соответственно, оплачен впоследствии системно?
Я преподаю теоретические предметы - в том числе и спецкурсы - в музыкальном училище. Удельный вес "моих" дисциплин в учебном плане велик, причём для любой из охваченных специальностей. Касательно будущих музыковедов-композиторов и дирижёров-хоровиков - комментарии излишни; однако же, и работа по теории с инструменталистами не терпит облегчённого отношения.
Таким образом, я считаю индивидуальный уровень студентов по гармонии и сольфеджио весьма показательным, если говорить о пресловутой профпригодности наших воспитанников. Во всяком случае, в моей, более чем 20-летней музыкально-педагогической практике, не засветилось ни одного "звёздного" исполнителя с существенными слуховыми, логическими, мыслительными трудностями. Дано - значит, дано! Плюс умение трудиться и аккумулировать новое, расти над собой.
Увы, далеко не все студенты радуют. О проблемах аутсайдеров мне уже доводилось неоднократно сообщать на канале: это самая нервная часть повседневного учительского труда - в музыкантстве, разумеется, тоже. Решения многообразны, настроения слабых учеников непредсказуемы - от лёгкого поfigизма и безликой апатии... вплоть до весьма конкретной агрессии.
К слову, есть у меня, в отношении неудачников, одна проверенная наработка.
Как правило, я спокойно и бесстрастно, ни в коем случае не повышая голоса, интересуюсь у отстающих:
"Люди, а ЧТО вы реально, по жизни, делать умеете? Кем планируете трудиться, как на хлеб зарабатывать - чем именно, какими действиями, в каком режиме?"
И да, подтверждаю: это может быть продуктивно. Случалось фиксировать с удовлетворением, как юноши и девушки проникались идеей, взявшись за ум. Плюс закономерная "фильтрация", отсев, что тоже по-человечески правильно.
Обучая человека, я неизменно проецирую его природные данные и меру активности на возможные взрослые поиски в профессии, на гипотетическую финансовую состоятельность с семейственным прицелом.
Иные ученики вдохновляют, вселяют уверенность и надежды.
Тут же - истории, полные тревоги и диссонансов. Не всяк понимает, ЗАЧЕМ учится, КАК в будущем применит свои умения. Даже приличный по баллам диплом, "добытый" вполне открыто, легально и очно, - сам по себе не может послужить гарантией успешной интеграции в профессию, в рабочий график, в трудовой коллектив.
Итак, если прочие доводы в пользу регулярной учёбы бессильны - я перевожу беседу со студентом в плоскость трудоустройства и заработка. Отрезвляет всегда.
И всё же... каждое лето дипломированная музыкальная молодёжь, в некотором количестве, растерянно выпускается в неспокойный мир БЕЗ ПРОФЕССИИ. В женском варианте сценария, это особенно грустно.
Респект тем, кто не отчаялся - был перед собою честен и вовремя встал на альтернативный путь.
***
У меня одно высшее образование - консерваторское. Другого я не искала! Да, повезло: знаю, что с ним делать, применяю, монетизирую, "вкладываю" в семью. Как уже недавно отмечала, багаж СПО оказался в разы ценнее - но это, вероятно, издержки специальности. В 14 лет, поступая на теоретическое отделение "Мерзляковки", представляла своё будущее - с рабочей стороны - ровно таким, каким оно сложилось. Нынче, став в три раза старше, понимаю: пройденный путь в профессию выглядит прямым, и это довольно редкая удача. Закрепиться надолго - получилось.
И нет, не у всех настолько элементарно... И не обязано быть.
Вопрос целеполагания! Какой процент студентов, в том числе - музыкантов, способен внятно и откровенно отчитаться перед собственной совестью: для чего учимся, как будет в итоге, кому от этого лучше?
Я бесконечно далека от скандальных историй с "поступлением" детей допубертатного возраста в МГУ.
Мой девятилетний сын, флейтист и танцовщик, отлично учится в третьем классе, проявляя при этом максимальную самостоятельность в делах общего образования. Каждый день, как ни дико это звучит, я истово борюсь за очную школу для него и его старшей сестры.
Здоровая и регулярная отчётность, взаимодействие с достойными педагогами пять-шесть раз в неделю, возможность выступать и высказываться - что может быть лучше? Процесс самоценен, есть потребность его углублять (но никак не ускорять!), контролировать, обсуждать в семье.
Каждый вечер, по пути из музыкальной школы домой, мы беседуем с детьми о том, как критически важна для взрослого человека стабильная реализация в работе. О том, что это не только и не столько деньги, но, в первую голову, насыщение жизни смыслом.
Очень надеюсь: увязка качественной учёбы с содержательным будущим сохранится в умах моих ребят.
Применительно к музыкантству, альтернативы лично я не вижу.
А как Вам кажется: актуально ли сегодня?