(1874-1948)
«Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному»
Н. А. Бердяев
Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 г. в Киеве. Получил домашнее воспитание. Позже поступил на естественный факультет Киевского университета, а через год – на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован и отчислен из университета. Как крупный философ заявил о себе в статье «Борьба за идеализм» (1901 г.), а также в ряде публикаций в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909 г.). После революции 1917 г. дважды попадал в тюрьму. В 1922 г. покинул Россию на «философском пароходе». Сначала жил в Берлине, в 1924 г. переехал в Париж, где прожил до самой смерти в 1948 г.
Бердяев прошел долгую творческую эволюцию: от позитивизма и марксизма к религиозному экзистенциализму и мистике.
Творчество Бердяева можно разделить на четыре периода. В первый период Бердяев выдвигает на первый план этическую проблематику. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мировоззрении. Третий период определяется акцентом на историософских вопросах (сюда же относится интерес к эсхатологии). Четвертый период связан с персоналистическими идеями Бердяева.
Свою философию Бердяев понимает как «философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую». Проблематику своего творчества Бердяев оценивает следующим образом: «Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы».
Через все творчество Бердяева проходят следующие темы: специфическое понимание личности, оригинальная концепция свободы, проблема творчества, идея метаисторического «смысла» исторического процесса, противопоставление духа и природы, трансцендентного и имманентного.
В поздней работе «Самопознание» Бердяев написал о своей жизни:
«Я пережил мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. На мистической глубине все происшедшее с миром произошло со мной. И настоящее осмысливание заключается в том, чтобы понять все происшедшее с миром как происшедшее со мной. И тут я сталкиваюсь с основным противоречием моей противоречивой натуры. С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу, с другой стороны, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем. Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: «Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному». Все мое существование стояло под знаком тоски по трансцендентному…
Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений.
История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании…
С трудом выразима та положительная ценность, которая получена от общения с душой другого. С трудом выразим и скрытый трагизм жизни. Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму — русская черта. Кроме того, я сознаю себя мыслителем аристократическим, признавшим правду социализма. Меня даже называли выразителем аристократизма социализма».
Основные работы Н. А. Бердяев
«Философия свободы» (1911 г.)
- «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916 г.)
- «Новое средневековье (Размышление о судьбе России)» (1924 г.)
- «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)» (1927 г.)
- «О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)» (1931 г.)
- «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938 г.)
- «О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии)» (1939 г.)
- «Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики)» (1941 г.)
Список очерков о философе
- Общий очерк философии
- Борьба за идеализм
- Этическая проблема
- Оценка раннего творчества
- Новое религиозное сознание и общественность
- Философия свободы. Ч. 1
- Философия свободы. Ч. 2
- Критика кантианства
- О христианской свободе
- Смысл творчества. Ч. 1
- Смысл творчества. Ч. 2
- Понимание философии
- Метафизика творения
- Метафизика пола и любви
- Новое Средневековье. Ч. 1
- Новое Средневековье. Ч. 2
- Истоки и смысл русского коммунизма
- Нечаев и народничество
- Ленин и коммунизм
- Коммунизм и христианство
- Я и мир объектов
- Время и объективация
- Личность и объективация
- Сущность философии
- Дух и реальность
- Русская идея
- Миросозерцание Достоевского
- Бердяев и Беме. Ч. 1
- Бердяев и Беме. Ч. 2
- Полемика с Ильиным
- Царство Духа и царство Кесаря
- Прельщение буржуазности
- Прельщение индивидуализма
- Экзистенциальный страх
- Самопознание. Ч. 1
- Самопознание. Ч. 2
- О некоторых русских философах
- Воспоминание о войне
- Рецепция наследия
Ознакомиться с очерками о философе - тут
Расширенный список русских философов: перейти