Найти тему

Самые безопасные места в самолете

Оглавление

Сегодня авиация считается безопасным и быстрым видом транспорта. На Земле существуют уголки, куда можно попасть только воздушным путем. Зачастую люди с боязнью высоты и аэрофобией с трудом контролируют страхи и психически тяжело переносят полеты. Что делать, если надо лететь? В такие моменты рекомендации о самых безопасных местах в самолете при нештатных случаях жизненно нужны, чтобы успокоиться и чувствовать себя увереннее.

Где безопаснее всего сидеть в самолете?

За 2018 год произведено 37 800 000 перелетов всеми авиакомпаниями мира. Статистика неумолимо гласит, что на 2,5 млн рейсов произошла 1 катастрофа. В 2017 году показатель аварийности был ниже и составлял одну трагедию на 7360000 авиарейсов, что позволило стать самым безопасным годом за всю историю гражданской авиации.

Какая часть самолета безопаснее? Для ответа необходимо представлять ситуации, возникающие на разных стадиях полета, который делится на 3 основных этапа: взлет, полет и посадка. Раньше взлет и посадка были самыми опасными, благодаря ИКАО и внедрению новых программ безопасности это утверждение изменилось. По статистике, самым безаварийным за 2017-18 года стал взлет (0 происшествий), а вот полет по трассе – опасен (9 катастроф). Выход в набор высоты, заход и посадка менее опасная фаза (2 катастрофы).

Первые 3-4 мин. после отрыва воздушного судна от взлетной полосы и 8-10 мин. до снижения скорости пробега по полосе являются напряженными для пилотов и пассажиров. В эти периоды могут попасть птицы в двигатель, усложниться заход из-за сдвига ветра, возрастает роль человеческого фактора.

Птицы при отрыве от полосы (материал с сайта avi-ator.ru)
Птицы при отрыве от полосы (материал с сайта avi-ator.ru)

Разобравшись с фазами полета, можно делать выводы о проценте выживаемости пассажиров в салоне самолета, учитывая существующую статистику. Сразу нужно оговориться, что не пристегнутые пассажиры почти всегда из статистики вычеркиваются, так как ремень безопасности играет важную роль в сохранении жизни и является неотъемлемой частью самого кресла.

Существуют различные исследования по выживаемости, в корне отличающиеся друг от друга. По одним данным (Нацсовет по безопасности на транспорте в США) воздушное судно поделили на 3 зоны, высчитав за 35 лет процент выживших по выделенным зонам в результате авиакатастроф в Северной Америке. Безопасные места, по мнению исследователей, находятся в хвостовой части.

Процент выживаемости пассажиров в разных зонах воздушного судна
Процент выживаемости пассажиров в разных зонах воздушного судна

Другие исследования (ученые Гринвичского университета, Великобритания) основаны на опросе 1,5 тыс. выживших пассажиров о том, где они находились в момент крушения.

Процент выживаемости при опросе выживших
Процент выживаемости при опросе выживших

Поэтому в исследованиях надо искать точки совпадений в данных и основываться на них.

Правильнее поделить статистические выкладки не только на зоны, но и по этапам полета, учитывая характер катастроф. Только тогда получается достоверная информация по выживаемости пассажиров. Ни у кого не возникает сомнений, что шансов выжить и быстро эвакуироваться при неудачной посадке больше, чем при плоском штопоре или помпаже двигателя на высоте 10 тыс. метров. При посадке шасси самолета выдерживают колоссальные нагрузки. Это зависит от умения пилота, аварийности посадки, веса ЛА (летательного аппарата). Если нагрузки на стойки при касании полосы больше конструктивно заложенных, произойдет подлом или пробитие топливных баков, что вызовет неминуемое возгорание из-за разлива топлива. А при пожаре в салоне безопасными считаются места возле прохода и ближе к выходам, в том числе и аварийным. В салоне самолета кресла крепятся на салазках и могут сдвигаться, что позволяет увеличивать количество сидячих мест в салоне для «жадных авиакомпаний». При экстренной эвакуации это обстоятельство плохо сказывается на скорости покидания судна.

Многие задаются вопросом: в боинге или на эрбасе безопаснее летать?

По этому поводу также есть статистические сведения.

На 1 месте стоит boeing 777 (на 20 млн летных часов 0 катастроф и 4 аварии), а вот самолет аэробус 320 занимает 7 место (49 ЛА потеряно, включая модификации, 1,5 тыс. человек погибло).

Давайте рассмотрим в какой части самолета более безопасные места, учитывая при этом разные факторы.

В носовой части

По статистическим данным, среди единственных выживших в крушениях с 1936 по 2020 год во всем мире известны 77 человек. Подавляющее количество трагедий произошли при заходе на посадку. При этом соотношение в момент нахождения при развитии событий складывается 50 на 50, между хвостовой и носовой частью. Возраст выживших пассажиров преимущественно до 30 лет, среди которых есть и 4-х летний ребенок.

Краш-тест компании Boeing в 2012 году в пустыне Невада показал обратную динамику в данных. На скорости 220 км/ч Boeing 727 ударился о землю, в салоне находилась аппаратура и манекены. По результатам испытания больше всего увечий получили манекены в носовой части воздушного судна. Выживаемость в передней части составила менее 40%.

В средней части

В средней части находятся топливные баки самолета – самая опасная часть конструкции при возникновении аварий. Именно разлитое топливо из баков является самой частой причиной пожара. А при пожаре количество пострадавших возрастает в разы.

При крушении в мае 2019 года Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево погиб 41 человек. Все они находились в средней части и в хвосте. Именно пожар стал причиной гибели людей.

Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево после пожара (материалы с сайта gazeta.ru)
Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево после пожара (материалы с сайта gazeta.ru)

Статистические же данные говорят о втором месте по зонам выживаемости. В салоне средней части воздушного судна выживают 56% пассажиров.

Ближе к хвосту

Обращаясь к примеру, с Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево, можно сделать вывод, что безопасные места в хвосте самолета не всегда таковые, а данные краш-теста от компании Boeing в пустыне Невада говорят об обратном. В этой зоне меньше всего повреждений. Да и исследования катастроф гласят о том же – 69% выживших за 35 лет крушений.

Однако при сильном ударе о полосу при приземлении хвост, как правило, отрывается, что может послужить как фатальным, так и спасительным фактором выживаемости.

Общие рекомендации по безопасности и выбору места

Не всегда наши желания по выбору места в салоне могут быть исполнимы. Так некоторые авиакомпании сажают на места возле аварийных выходов физически крепких молодых мужчин, избегая попадания на эти места беременных и детей. Делается это для быстрых и решительных действий при открытии аварийного люка. Даже если вы займете место согласно свободно занимаемым, то стюардесса обязательно оценит сидящих на них. Места в передней части салона при регистрации на рейс распределяются между пассажирами с детьми, а вот в хвостовой части на региональных рейсах они почти всегда бронируются под санитарные нужды для перевозки больных.

Из существующей статистики выживаемости, различных тестов и исследований можно сказать с определенной долей уверенности, что места в хвостовой части у прохода при определенных условиях являются самыми безопасными. Места у окна, особенно в районе крыльев (близость топливных баков), наиболее опасны в плане выживаемости при падениях и неудачных приземлениях.

В любых происшествиях внимательно слушайте и выполняйте указания членов экипажа, не игнорируйте их требования и всегда пристегивайтесь!