Найти тему
Добринские вести

Эй, трубач, возьми повыше ноту!

Духовой оркестр — это не просто живая музыка, это особое состояние души для тех, кто играет, и тех, кто слушает

У кого из нас не замирало сердце при звуках духового оркестра? Без него нельзя представить ни одно торжественное мероприятие: будь то демонстрация по случаю великих праздников или проводы новобранцев в армию. Удивительно, но именно духовая музыка не стареет и не выходит из моды. И сегодня мы с трепетом в душе слушаем те же мелодии, которые восторгали наших родителей, дедушек и бабушек.

Фото 30-х годов. На нем — добринский духовой оркестр. Возможно, кто-то узнает на нем своих предков или имеет в домашнем архиве другие снимки этого коллектива. Будем рады, если вы, уважаемые читатели, сообщите об этом редакции.
Фото 30-х годов. На нем — добринский духовой оркестр. Возможно, кто-то узнает на нем своих предков или имеет в домашнем архиве другие снимки этого коллектива. Будем рады, если вы, уважаемые читатели, сообщите об этом редакции.

ВКУС У НАШИХ ПРЕДКОВ БЫЛ

… Добринка послевоенная, 50-е годы. Грязные, не знающие асфальта улицы, в большинстве своем старенькие домишки с покосившимися заборами, полупустые полки магазинов, расположенных в бывших купеческих лавках… И на фоне всей этой бытовой неустроенности — большая тяга населения к культуре, поощряемая местной властью всеми доступными тогда способами. В центре поселка (где сейчас стоит памятник Максиму Горькому) висела огромная груша-репродуктор, из которой с утра до позднего вечера на всю округу вещало радио. Татьяна Ивановна Асламова, в те годы еще девчонка, вспоминает, что часто передавали песни военных лет, арии из опер, симфоническую музыку.

Художественный вкус добринцев формировала и местная самодеятельность. И делала это, надо сказать, совсем неплохо. В нашем поселке был свой мини-театр и даже духовой оркестр. Центром притяжения для детей и взрослых являлся старенький клуб, переоборудованный из бывшего соляного склада (позже на его месте построили нынешнее здание Сбербанка). Достаточно вместительный, он практически всегда был заполнен до отказа.

— Мы, детвора, даже на полу сидели, если показывали индийские или итальянские кинокартины, — рассказывает Т.И. Асламова. — А когда начинались танцы, добринцы постарше приходили со своими скамеечками и табуретками, чтобы посмотреть на молодежь. Никого не смущало, что клуб не отапливался. И зрители, и танцующие зимой были в пальто, пуховых платках и валенках. Танцевали под баян падеспань (парный бальный танец — прим. ред.), фокстрот, вальс, танго, польку… Играл Яша Вепринцев — очень талантливый музыкант, прибившийся откуда-то в наш поселок. Ему было достаточно один раз послушать пластинку, чтобы тут же запомнить мелодию. Но особым шиком, конечно, было танцевать под духовой оркестр. Он часто играл перед началом кинофильмов, в праздничные и выходные дни, а летом — прямо на улице перед клубом.

Сейчас уже никто не может вспомнить, кто в те годы состоял в оркестре. Нет у нас данных и о том, когда в Добринке появился первый духовой коллектив. Но редакция располагает фотографией 30-х годов, на которой запечатлены ребята с духовыми инструментами (ее сохранила и передала нам наша землячка Зоя Николаевна Жалнина, ныне проживающая в г. Воронеже). Судя по снимку, в оркестре играли в основном подростки — всего 16 человек. А руководил ими некто А.Г. Берко.

Коренной житель Добринки Петр Игнатьевич Стрельников (кстати, почти сорок лет игравший в духовом оркестре на трубе) в юности слышал о нем.

— Мне знакома фамилия Берко. Рассказывали, что до войны, примерно с 1936 года, он руководил духовым оркестром. Был приезжим. Музыканты за глаза называли его дедом (теперь мы понимаем, почему — мальчишкам из его коллектива он, естественно, казался человеком пожилым — прим. ред.). Потом он ушел на фронт. Говорят, вернулся с войны тяжело раненным и вскоре умер.

Вот так выглядел добринский ДК до 1960 года, когда было построено новое здание для районного очага культуры. Покосившееся крылечко, облупившаяся штукатурка на стенах, ворота на подпорке… И при этом бурная культурная жизнь. Прямо на травке у Дома культуры играл в те годы духовой оркестр. Сейчас на этом месте построено здание отделения Сбербанка.
Вот так выглядел добринский ДК до 1960 года, когда было построено новое здание для районного очага культуры. Покосившееся крылечко, облупившаяся штукатурка на стенах, ворота на подпорке… И при этом бурная культурная жизнь. Прямо на травке у Дома культуры играл в те годы духовой оркестр. Сейчас на этом месте построено здание отделения Сбербанка.

«ИГРАЕШЬ, А ПО КОЖЕ МУРАШКИ…»

Петр Игнатьевич родился в 1953 году. Его самые яркие детские воспоминания связаны с … октябрьскими демонстрациями. Торжественные митинги тогда проходили на площади, что напротив нынешних административных зданий района.

— Играет духовой оркестр, а я, первоклашка, тяну маму за руку: «Пойдем поближе послушаем», — вспоминает наш собеседник. — Из всего праздничного действа мне запоминалась только их музыка, она меня завораживала. Вот тогда я и решил, что обязательно научусь играть так же, как они.

И мальчишка осуществил свою мечту. Окончил музыкальную школу, потом и училище.

А играть в духовом оркестре начал, когда пришел из армии, в 1976 году.

— В оркестре тогда было 18 человек, — рассказывает Петр Игнатьевич. — Репертуар — очень серьезный: от фантазий на тему революционных и военных песен до маршей, вальсов и танго.

Петр Стрельников почти 40 лет играл в добринском духовом оркестре на трубе.
Петр Стрельников почти 40 лет играл в добринском духовом оркестре на трубе.

Мастерство оттачивали на репетициях, проходивших по воскресеньям. Спешили на них, как на праздник, к возмущению жен, отложив на потом все домашние дела. Ведь в оркестре, помимо работников культуры, было много любителей, людей самых разных профессий. Для них такие встречи были настоящей отдушиной, своеобразным «клубом по интересам».

-5

Добринский духовой оркестр в 70-80-е годы (многие считают, что на них пришелся расцвет районной самодеятельности) в прямом и переносном смысле гремел на всю область. Не каждый район мог похвастать своим собственным духовым коллективом. А у нас их было несколько: в Петровском, Дубовом, поселке Ильича… В особо торжественных случаях выступал сводный коллектив музыкантов.

1964 год. У памятника Ленину (в то время он еще был без барельефа, солидной трибуны и елей) расположился духовой оркестр. Судя по транспаранту, в этот день отмечалась 47-я годовщина Великого Октября.
1964 год. У памятника Ленину (в то время он еще был без барельефа, солидной трибуны и елей) расположился духовой оркестр. Судя по транспаранту, в этот день отмечалась 47-я годовщина Великого Октября.

На ежегодных областных марш-парадах духовых оркестров добринцы всегда занимали вторые или третьи места (победу присуждали, естественно, липчанам, чей класс и мастерство были повыше). Помимо исполнения, жюри оценивало внешний вид участников парада и их строевую подготовку. И здесь наши земляки были на высоте: красивые синие костюмы с аксельбантами, сверкающие на солнце инструменты (музыканты сами полировали их до зеркального блеска смесью пасты ГОИ с керосином — таким же составом чистили в армии пряжки на ремнях). Причем у добринцев в запасе было два комплекта инструментов: один для репетиций, второй — для выступлений.

— Идешь в колонне, играешь, а у самого мурашки по коже бегут, — делится Петр Игнатьевич, — особенно, когда исполняются старые русские марши «Тоска по Родине» или «Прощание славянки». Если бы наш оркестр не распался, думаю, я по сей день с удовольствием в нем играл.

-7

МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ

С теплотой вспоминают те годы и другие участники оркестра. Наш коллега-журналист Михаил Атисков пришел в него, как и многие другие, будучи школьником.

— Я тогда мечтал научиться играть на гитаре, — рассказывает Михаил Алексеевич. — Наряду с прочими дисциплинами в музыкальной школе мы изучали духовые инструменты. И они оказались не менее интересными. Сначала преподаватель Валентин Николаевич Зайцев «посадил» меня на трубу, позже Александр Сергеевич Зотов — на альт. В общем, играл на альте, теноре, трубе. Для тех, кто не знает: в оркестре существует почти полная взаимозаменяемость. А освоить игру на духовом инструменте, думаю, по силам каждому, кто имеет слух и знает нотную грамоту.

Эту свою теорию Михаил Алексеевич подтвердил на практике, когда в середине восьмидесятых, работая преподавателем в Добринском техническом училище, собрал из учащихся духовой оркестр. Ребята — будущие механизаторы, водители и повара, до этого не имевшие представления о классике, буквально заразились серьезной музыкой. Чуть ли не каждый день готовы были репетировать. И результат не заставил себя ждать. Вскоре на демонстрации по случаю очередной годовщины Октябрьской революции оркестр шел во главе колонны училища, довольно прилично, а главное, узнаваемо играя марш «Смело, товарищи, в ногу».

Михаил Атисков как реликвию хранит этот значок, полученный им в 1997 году на карнавале «Любовь, цветы и фантазия», который проводил в областном центре НЛМК по случаю очередного юбилея предприятия. Духовые коллективы на нем были гвоздем программы.
Михаил Атисков как реликвию хранит этот значок, полученный им в 1997 году на карнавале «Любовь, цветы и фантазия», который проводил в областном центре НЛМК по случаю очередного юбилея предприятия. Духовые коллективы на нем были гвоздем программы.
-9

Сам Михаил Атисков, много лет выступавший на сцене районного Дома культуры и игравший в составе ВИА «Акварели», признается, что, только играя в духовом оркестре, он отдыхал душой.

ДИНАСТИЯ ПРЕРВАЛАСЬ?

Начиная с 60-х, у добринского духового оркестра поочередно было три руководителя: Алексей Михайлович Иванников, Александр Сергеевич Зотов и Андрей Константинович Обухов. Все трое — профессиональные музыканты и, так уж получилось, — родственники. Алексей Михайлович был тестем Андрея, а Александр Сергеевич — родным дядей его супруги Нины. Такая вот музыкальная династия.

Духовым оркестром дирижирует Александр Зотов.
Духовым оркестром дирижирует Александр Зотов.

Андрей Обухов пришел в духовой оркестр в 1972 году тоже школьником. Позже окончил липецкое музыкальное училище (ныне колледж им. Игумнова) и институт культуры.

Служба в армии (с 1975 по 1978 год) стала важной вехой в творческом пути Андрея Обухова. Наш земляк проходил ее в Москве на базе учебного батальона Центральных курсов гражданской обороны СССР, где играл в оркестре на тромбоне. Судьба предоставила ему счастливую возможность участвовать в парадах на Красной площади, посвященных Великой Октябрьской революции.

— Представляете оркестр, в котором одновременно играет почти тысяча человек, — рассказывает А. Обухов. — Был среди них и я. Такой опыт бесценен. Надо отдать должное и нашему духовому оркестру — он тоже играл достойно, хотя и состоял в основном из энтузиастов.

Андрей Обухов — последний руководитель Добринского духового оркестра, прекратившего свое существование в начале 2000-х. Музыкант гордится, что в свое время, в годы службы в армии, ему довелось участвовать в параде на Красной площади, где он играл в сводном духовом оркестре.
Андрей Обухов — последний руководитель Добринского духового оркестра, прекратившего свое существование в начале 2000-х. Музыкант гордится, что в свое время, в годы службы в армии, ему довелось участвовать в параде на Красной площади, где он играл в сводном духовом оркестре.

Андрей Обухов был последним руководителем постепенно распавшегося духового оркестра. На то было много причин. Одна из них чисто житейская: один за другим в мир иной стали уходить музыканты.

Но будущее у духовой музыки в нашем районе все же есть.

В 70–80-е годы редко какая похоронная процессия обходилась без духового оркестра. На снимке (слева направо): Александр Зотов, Юрий Голиков (сидит спиной), Петр Стрельников, Валерий Демихов (стоит на заднем плане), Владимир Аносов и Алексей Иванников.
В 70–80-е годы редко какая похоронная процессия обходилась без духового оркестра. На снимке (слева направо): Александр Зотов, Юрий Голиков (сидит спиной), Петр Стрельников, Валерий Демихов (стоит на заднем плане), Владимир Аносов и Алексей Иванников.

НАДЕЖДА — НА «СЕРЕБРЯНЫЕ ТРУБЫ»

Надежда — на созданный Сергеем Васильевичем Ганиным (тоже участника взрослого духового оркестра, а в недавнем прошлом директора школы искусств) образцовый детский духовой оркестр «Серебряные трубы». Он уже всерьез заявил о себе, имеет много наград престижных конкурсов и фестивалей. Кстати, совсем недавно он был единственным представителем Липецкой области на межрегиональном конкурсе духовых оркестров, проходящего в рамках 2-го международного музыкального фестиваля Валерия Халилова.

Сергей Ганин продолжил традиции добринского духового оркестра и создал детский коллектив «Серебряные трубы».
Сергей Ганин продолжил традиции добринского духового оркестра и создал детский коллектив «Серебряные трубы».

— Лет 8-9 назад в нашем ДК из-за отсутствия преподавателей перестали существовать многие коллективы, — рассказывает Сергей Васильевич. — Тогда-то и родилась идея создать детский духовой оркестр. Так в 2014 году и появился наш коллектив. В его состав вошли воспитанники школы искусств. В сентябре мы приступили к репетициям, а уже 23 февраля выступали на сцене районного Дома культуры, где играли «Прощание славянки» и «Патриотическую песню» Глинки.

-14

Сейчас «Серебряные трубы» уже приглашают в качестве музыкантов на многие районные мероприятия. Играет их коллектив и на самом ответственном из них — торжествах по случаю Дня Победы.

— Легко ли собрать сегодня из школьников духовой оркестр? — интересуюсь у Сергея Васильевича.

— Скажем так: большого конкурса среди желающих нет, потому что и детей сейчас меньше стало — увы, демография! Но занимаются ребята с большим желанием. К тому же играть на духовых инструментах еще и для здоровья полезно — легкие развиваются. Вот вам простой пример. В первую волну пандемии пришлось надолго отложить занятия. Когда возобновились репетиции, стало видно, как вынужденный перерыв, а у кого-то и перенесенная болезнь, отразились на ребятах. Если до этого мы спокойно могли репетировать по полтора-два часа, то теперь мои мальчишки начинали уставать уже через десять-пятнадцать минут. Постепенно вошли в норму. К тому же, как показывает практика (и я тому живой пример), многие воспитанники музыкальной школы в дальнейшем выбирают для себя творческую профессию. Например, игравшие в детском духовом оркестре Роман Афанасьев и Максим Костишану недавно поступили в колледж искусств. А значит, преемственность добринских музыкантов продолжается.

В МИР ИНОЙ ПРОВОЖАЛИ С ОРКЕСТРОМ

Как сказал герой одного известного фильма, музыкант должен быть рядом с людьми в моменты радости и горя. В 70-80-е годы прошлого века трудно было представить себе похороны без духового оркестра. Исполняемые им траурные марши Бетховена и Шопена создавали особую атмосферу печали и скорби, невольно заставляли участников похоронной процессии задуматься о бренности бытия. Причем услугами музыкантов пользовались не только при похоронах известных в районе личностей. Проводить в мир иной близкого человека «с музыкой» мог за приемлемую цену любой желающий.

-15

Конечно, участвовал в церемонии не весь коллектив оркестра, а человек 7, свободных в данное время от основной работы.

Эта услуга была настолько популярна у жителей района, что среди музыкантов тех лет даже ходит байка, и смешная, и печальная одновременно, основанная на реальном случае.

К руководителю добринского духового оркестра пришел старичок и поинтересовался, как можно заказать музыку на похороны супруги.

— А когда будете хоронить?

— Так она еще не умерла, но очень плохая. Так как же договоримся?

Руководитель, посмотрев в свой блокнот с записями, ответил:

— Так, в понедельник у нас собрание, во вторник — концерт, а вот в среду, пожалуй, можно…

-16

Времена меняются. И сейчас траурные марши на похоронах уже не услышишь. Светские традиции сменили православные церковные обряды, хотя в прежние времена одно другому не мешало.

-17

Ольга ФРОЛОВА
Фото из архивов музыкантов добринского духового оркестра.