Нелегкий день 31 января. Один из самых лютых, ледяных на Руси.
За окном будто папоротник расцветает на белых буграх. Ох, коварна эта красота! Кому вздумается до тех волшебных цветов дойти, считай – пропал: и ноги и руки – враз коченеют. Хрустальные бубенцы звенят на высоких деревах. Во глубоких озерцах, что в чанах, стынет, отливает синью всякая рыба. В конец мороз как будто хочет свою мощь и власть показать. Чтобы ему – морозу, дорогу никто не переходил, даже птица поперек бы не пролетала!
А что там, в лесу? – там ведь тоже, сказ-не сказ – свой живой мир!.. Там – Баба Яга, как она управляется в этакие дни? «Ничего, - успокоят сметливого внучонка дед, - у нее избушка хоть на курьих ножках, но справная. И печь топится жарко. Кашу она варит овсяную с пенкой! А вот Кощей!..» «Что Кощей? – выпучит глаза внук, - он замерз?» «Да вот Кощей – он замерз. Закован. Точно. Глыба ледяная. У него ведь печь не топится. Дров не припас. Все сидел, да счет богатству вёл!» «Жалко! – вздохнет внук». «Ничего, обойдется, весна не за горами. Солнышко обогреет, он и оттает».
Сколько их, на русской печи рождалось сказаний!
В северных краях, чтобы перезимовать благополучно, о сохранности дома и всякой домашней животинки, вспоминали святого Афанасия Сямженского. В его в старые времена в срубленном из вековой сосны приземистом небольшом храме находили приют и пропитание путники. В тепле, обогреве, куске хлеба – он и деревенским жителям не отказывал.
Рожденному в этот день, выпадает такая доля, утешать да мечты в людях укреплять! Чтобы не утратили люди в глубине души своей веры в солнце самосветное, чтобы оно к жизни пригнулось, золотым колесом на поля вернулось!