Найти тему
Ушедшее время

Светлой памяти генерала от инфантерии Александра Павловича Кутепова.

Светлой памяти генерала от инфантерии Александра Павловича Кутепова.

#ушедшеевремя

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Рим., 8:30

Осень 2021 года ознаменовалась для меня весьма удачными приобретениями исторических документов и артефактов. Волею судьбы я имел счастье поработать с копиями секретных документов архива ОГПУ и МГБ, касающихся оперативной работы в среде русской эмиграции 1920 - 1940-х годов.

Этот период был особенно сложным в жизни России зарубежной, ибо необходимо было сохранить утерянную Родину вне её территориальных границ. Более того, Россия должна была существовать вообще без собственной территории: метафизически пребывая внутри разных европейских и иных государств. Великий русский писатель и философ Дмитрий Сергеевич Мережковский характеризовал первую волну Русской эмиграции так: "Мы не в изгнании, мы в послании". И вот ради этого послания (для будущей России и борьбы за неё) в Русском Зарубежье открывались гимназии, университеты, кадетские корпуса, театры, Церковь и даже высшие военные курсы - аналог Императорской Академии Генерального Штаба, открытые генералом Головиным.

У истоков строительства Русского Зарубежья стояли Петр Николаевич Врангель и митрополит Антоний Храповицкий.

Второй слева в первом ряду генерал Врангель, третий митрополит Антоний. Фото сделано в эмиграции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев.
Второй слева в первом ряду генерал Врангель, третий митрополит Антоний. Фото сделано в эмиграции в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев.

После преждевременной кончины Петра Николаевича, во главе Русской военной эмиграции стал генерал от инфантерии, участник Великой войны, Первопроходник - Александр Павлович Кутепов.

-3

С этого времени началась активная подготовка к большому(небольшие диверсионные рейды проводились итак) военному походу на Советский Союз. И она началась неспроста: в исторических источниках есть масса свидетельств о миллионных народных волнениях, в период проведения коллективизации в СССР. В мемуаристике часто встречаются чаяния недовольных крестьян: "Народ, хотя и поздно, но распознал сущность коммунизма и в большинстве своем мечтал, чтобы где-нибудь “пушка вдарила”, чтобы помочь ему свергнуть угнетателей" (А.Р. Трушнович "Воспоминания корниловца: 1914 - 1934".

И тут ключевую роль в истории сыграли советские спецслужбы, которые (после своего поражения от русской контрразведки в Болгарии) принялись весьма профессионально устранять вождей Русской военной эмиграции. Не обошлось и без библейских "тридцати сребреников". А могло ли быть иначе с Русской армией, которая являлась Христолюбивым воинством?..

Ряд историков склонен считать, что не устрани вовремя ОГПУ генерала Кутепова, то неизбежна была бы высадка десанта Русской армии на Кавказ, в начале 1930-х годов. Народы Северного Кавказа не были едины на тот момент, но часть их лидеров принимала активное участие в подготовке похода. Тот же генерал Дьяконов(менее знаменитый "Иуда" нежели ген. Скоблин) не раз писал донесения в Москву о ходе переговоров и проводимых работ по подготовке "похода", в среде черкесской и русской эмиграции.

-4

Исследователю всегда сложно предположить что бы было, если бы план удался. Наверное, это и не столь важно. Наличие самого факта установленной подготовки подобной операции дает возможность понимать глубину происходивших на тот момент процессов в России зарубежной и СССР. Для истории этот факт важнее домыслов и альтернатив. Важнее как и то, что генерал Кутепов вписал свое имя золотыми буквами на скрижали истории Зарубежной России, как один из её основателей. Один из того Христолюбивого воинства, кто подняв знамя Его и Родины(собирая вокруг себя остатки былой русской цивилизации, являясь пастырем добрым), не склонив его до самой своей кончины.

Ибо сказано было: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец". (Ин., 10:11)

Но возвращаясь к моей осени 2021 года, я хотел бы выразить особенную благодарность Процко Ирине Александровне (научному сотруднику Новопокровского историко - литературного музея им. А.А. Первенцева) за прежде неизвестное фото генерала Кутепова.

Второй слева ген. Кутепов, третий священник Алексей Первенцев, четвертый генерал Боровский.
Второй слева ген. Кутепов, третий священник Алексей Первенцев, четвертый генерал Боровский.

Сделанное летом 1918 года, во время Второго Кубанского похода, оно является редчайшей хроникой тех роковых и славных событий, когда "Светоч" разгорелся над полями Кубани.

Предположительно(со слов старожил и сотрудников местного музея) сие фото было сделано во дворе того самого дома, где жил отец(священник Алексей Первенцев) писателя Аркадия Первенцева, в момент трапезы.

-6

Для исследователя Гражданской войны подобное предположение весьма закономерно, т.к. командующие частями Добровольческой армии регулярно останавливались в домах у местных священников. Ничего удивительного в том нет, ибо Белая армия была была правопреемницей Русской Императорской армии и ее традиций.

#БелоеДело #Кубань #ИсторияКубани #генералКутепов #добровольческаяармия #гражданскаявойна #новопокровская