Когда немецкая разведка SD легендировала своего диверсанта Шило (Таврина) для операции по устранению Сталина, немцы подготовили фальшивые документы о награждении "смершевца" Таврина званием Героя Советского Союза, с вручением Звезды Героя и ордена Ленина, они не подозревали, насколько это была редкая награда для советской контрразведки.
Поэтому у людей, сведущих в этом вопросе, сам факт появления майора из СМЕРШ в новенькой форме и обвешанного ценными боевыми наградами вызывал подозрение. И никакие фальшивые выпуски газет "Правда" и "Известия", с опубликованием этого "Указа", не могли это подозрение развеять. Ведь за все время Великой Отечественной войны лишь четыре офицера военной контрразведки были награждены этим высоким званием. И все — пocмepтнo.
Старший лейтенант Жидков Пётр Анфимович служил оперуполномоченным отделения контрразведки СМЕРШ в мотострелковом батальоне 71-й мех.бригады 9-го мех.корпуса 3-й гвардейской танковой армии (1-й Украинский фронт).
6 ноября 1943 года 71-я механизированная бригада наступала в районе села Хотов (Киево-Святошинский район Киевской области). Внезапно в тыл мотострелкам ударили превосходящие силы противника. Батальон оказался зажатым между двух огней. Бойцы и командиры растерялись.
Не растерялся лишь старший лейтенант Жидков. Он поднял солдат в контратаку, в рукопашном бою лично уничтожил несколько солдат вермахта, но пал в бою. Его действия помогли отбить атаку и уничтожить немецкий отряд, чем спасли батальон от гuбeлu.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 за за проявленные мужество и героизм старшему лейтенанту Жидкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), с награждением медалью Золотая Звезда и орденом Ленина.
Гвардии лейтенант Василий Чеботарёв был оперуполномоченным отдела контрразведки "СМЕРШ" в 19-й гвардейской танковой бригаде 3-го гвардейского танкового корпуса (3-й Белорусский фронт).
В июне 1944 года советские войска взламывали оборону противника и преодолевая ожесточенное сопротивление гитлеровцев, рвались на запад, освобождая советскую Белоруссию от оккупантов.
26 июня силы 3-го танкового корпуса пробились на Минское шоссе, но продвинуться по направлению к городу Борисов советским танкам не удалось, настолько сильной оказалась оборона немцев в этом районе.
Командование корпуса поставило боевую задачу маневренной группе: выйти в тыл врага, захватить переправу через реку Бобр, чтобы обеспечить удар по тыловым коммуникациям гитлеровцев силами 19-й гв. бригады. Вместе с танкистами убыл и контрразведчик Чеботарёв. В его задачи входило взятие немецких офицеров в плен, желательно со штабными документами.
27 июня 1944 года советским танкистам удалось захватить переправу через реку Бобр и взять в плен обер-лейтенанта из штаба дивизии вермахта. Но вскоре, немцы опомнились и превосходящими силами ударили по переправе.
Бой был неравным. Танкисты удерживали переправу несколько часов, но теряли боевые машины в бою. Однако, тем самым они отвлекли врага и сковали его значительные силы, в то время как 3-й танковый корпус, воспользовавшись ситуацией, ударил по противнику в другом месте. Оказать поддержку маневренной группе командование танкового корпуса не смогло, на счету был каждый танк.
Когда от смельчаков осталась горстка, а из офицеров — один контрразведчик Чеботарёв, лейтенант приказал оставшимся танкистам отходить вместе с немецким "языком", а сам остался прикрывать переправу.
Лейтенант Чеботарёв вел бой до последнего патрона, а затем отбивался от врага штыком и прикладом. На поле боя советские танкисты нашли десятки поверженных фрицев. Сам отважный лейтенант, к сожалению, пал на поле брани.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Чеботарёву Василию Михайловичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза (пocмepтнo).
Лейтенант Григорий Кравцов служил оперуполномоченным отдела контрразведки «Смерш» 134-й стрелковой дивизии (69-я армия, 1-й Белорусский фронт). 14 января 1945 года дивизия под вражеским огнем форсировала реку Висла в районе деревни Коханув (пригород г.Пулава, Польша). Левый берег Вислы оказался хорошо укрепленным противником. Но глубоко эшелонированную оборону, ценой больших потерь лс, полкам 134-й ст.дивизии удалось взломать.
Контрразведчик Кравцов был ранен в руку, но поля боя не покинул. Когда пал командир роты, Кравцов заменил его и поднял бойцов в атаку. Он руководил наступлением стрелковой роты до последнего удара сердца. Лейтенант смогло остановить лишь прямое попадание снаряда.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Кравцову Григорию Михайловичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза (пocмepтнo).
13 августа 1945 года небольшой десант морской пехоты прибыл на катерах в корейский порт Сейсин (Чхонджин, Северная Корея). Задача десанта — захватить японский разведцентр и его начальника, полковника (агента разведки 1-го ранга) Д. Минодзуму. Вместе с десантом морской пехоты отправился и лейтенант Михаил Крыгин, оперуполномоченный отдела контрразведки СМЕРШ Островного сектора береговой обороны Тихоокеанского флота.
Под прикрытием тумана торпедные катера краснофлотцев вошли в гавань. Но в тумане катер, в котором находился Крыгин с товарищами, бросило волнами на каменный мол, и эта группа в 15 человек оказалась отрезанной от главных сил морской пехоты. Мол охранялся японцами, снять часовых тихо не удалось, завязалась перестрелка. Группа морской пехоты завязала бой, чтобы отвлечь силы японцев на себя и обеспечить успехом миссию по захвате японского разведцентра.
Японцы стремились захватить морских пехотинцев живыми. Группа десанта 12 раз бросался в атаку, но пробиться к своим не удавалось. Когда выбыл командир группы — Крыгин заменил его, но заканчивались патроны, один за другим падали морские пехотинцы, сраженные пулями.
Под покровом ночи лейтенант Крыгин принял решение отвлечь внимание врага на себя, чтобы дать товарищам возможность уйти. Он собрал всё оружие и патроны и беспокоящим огнем дал возможность остаткам десантной группы отойти к гавани.
Оперуполномоченный Крыгин отбивался до последнего. Товарищам удалось спасти. Главным силам десанта удалось разгромить японский разведцентр, захватить важные документы японцев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за проявленные бесстрашие и героизм в борьбе с японскими захватчиками лейтенанту Крыгину Михаилу Петровичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза (пocмepтнo).
Как мы видим, высокие награды смершевцам давали не за красивые глаза, а за мужество, героизм и отвагу, проявленные в боях. В тылу военная контрразведка не отсиживалась, была на передовом рубеже. Вечная память!