Найти тему
ИНОСМИ

Страх России – движущая сила ее конфронтации с Западом

© POOL
© POOL

Автор: Насер ас-Сахли (ناصر السهلي)

Двадцать лет прошло с тех пор, как президент РФ Владимир Путин принял на себя руководство страной: на протяжении всех этих лет Россия находилась в напряженных отношениях с Западом.

Российский лидер неоднократно подчеркивал, что распад Советского Союза является самым трагическим событием в российской истории. Хотя Путин признает невозможность повернуть ход истории вспять, он использует нарративы националистических идеологов во главе с Александром Дугиным. Все прекрасно понимают, что политика НАТО в отношении Москвы требует создания защитных бастионов, чтобы сохранить "историческую Россию".

Националисты говорят, что НАТО, воспользовавшись слабостью России в 1990-х – начале 2000-х годов, начал расширяться на восток.

Конечно, американцы воспользовались случаем. Они подняли шумиху вокруг "иранского ядерного оружия" и усиления ракетного потенциала Тегерана, чтобы мобилизовать европейцев, расширить альянс и развернуть под боком у Москвы больше "оборонительных" ракет, как если бы они участвовали в западно-капиталистическом параде "победы".

С другой стороны, некоторые европейцы считают, что страх России перед единством, независимостью и западной моделью управления является движущей силой ее конфронтации с Западом. Потеря влияния над странами Прибалтики (Литва, Эстония, Латвия) до сих пор больная тема для националистов. Они исключают из расчетов всеобъемлющее военное противостояние Москвы и Запада, исходя из понимания пределов силы обеих сторон, частью которых является ядерное сдерживание.

Действия Москвы, особенно ее вмешательство ради спасения союзных режимов, и работа ее националистического крыла по налаживанию отношений с европейцами, а также более широкие усилия по оказанию давления на старый континент – все это факторы, усиливающие настороженность и скептицизм европейцев в отношении российской политики.

Конечно, понятны и опасения Москвы. Страны Прибалтики сегодня вместе с Вашингтоном отправляют на Украину передовое вооружение. Другие государства, считающиеся "задним двором" России, начали экспериментировать с западной моделью управления, перестраивая институты власти на демократический лад, принимая политический плюрализм, разделение властей, свободу мнения и прессы.

Кремль, возможно, хотел подражать Китаю и заманить Запад в ловушку с помощью экономического и дипломатического давления, которыми он не обладает.

Демонстрация силы, борьба за спасение союзных режимов, попытки навязать пророссийский режим в Киеве – это важнейшие инструменты для сохранения путинской модели власти и изгнания призрака "перестройки и политики гласности". Но они также угрожают России и ее "заднему двору".

Оригинал статьи на арабском языке