Цвет - классная штука, которая, как нам кажется, влияет на наше мироощущение, деятельность, да и жизнь вообще. Яркая толстовка добавляет оптимизма, черный свитер позволит спрятаться.
Но объективно оценить влияние красного, зеленого, желтого, черного и пр. никто из ученых не смог (физики не изучают влияние цвета, речь идет о гуманитариях и естественниках). Все исследования сделаны на основе маленьких выборок - групп людей по 10-100 человек. Поэтому то, что верно в отношении 100, не может быть верным для миллионов.
Откуда же берутся представления о том, что розовый вызывает нежность, белый связан с чистотой? На белой одежде врачей заметна грязь, поэтому ее часто меняют; возникшая ассоциация чистоты белого не имеет ничего общего с реальной чистотой - отутствием микроорганизмов. И невеста в белом может быть бесконечно далекой от чистоты отношений.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Сегодня перед цветом стоит множество задач:
- во-первых, это "требования" физики – особенности энергосбережения, которые связаны со степенью черноты поверхности, окрашенной красителем;
- во-вторых – это эстетика - красота, вызывающая эмоционально-чувственный отклик;
- в-третьих – требования социума (да и отдельного человека), которые основаны на принятых в культуре цветовых шаблонах.
С "физикой" цвета разбираются физики, химики, инженеры, которые считают, придумывают лучшие решения для производства и использования цветных покрытий. Их работа особенно важна в космическом ракетостроении, строительной сфере (жилищное, производстенное строительство и возведение уникальных зданий - театров, музеев, храмов и проч.), в дизайне среды и одежды (в черной шапке на пляже, очевидно, жарко - физика).
С эстетикой и требованиями социума пытаются разобраться остальные - искусствоведы, психологи, историки, культурологи и даже психиатры.
А вот архитекторам приходится совсем несладко: они находятся на границе искусства и инженерного мастерства, красоты и физики. Поэтому быть великим мастером дано не каждому архитектору: кто-то - не соблюдает физические законы, а иной - законы культурные.
Посмотрим на особенности использования цвета в архитектуре. Для начала разберемся с черным.
Черный цвет присутствовал в традиционной архитектуре множества культур, в которых была известна технология обработки дерева смолой или нефтью. С течением времени обработанный сруб темнел, образуя черные поверхности крыш или стен.
В сочетании черного с белыми элементами (стены, окантовка оконных проемов, покрашенные мелом, известью и т. д.) рождалась особая контрастная эстетика фахверка, замковой архитектуры, «прусской стены», норвежской ставкирки (каркасной церкви, крышу которой, кстати, по- крывали дефицитным русским дегтем).
Сегодня для окраски внешних ограждающих конструкций черный почти не используют. Чаще он применяется как детализатор, контраст, акцент на деталях – балюстрадах балконов, решетках, водосточных трубах, подоконниках, орнаментах и пр., а также покрытия крыш в северных регионах.
Во внутреннем дизайне помещений у черного наличествует подтекст, соответствующий современным стереотипам цвета - успешность, уникальность, независимость, загадочность, опасность, мистицизм.
Черные стены, мебель, ткани, постельное белье или столовая посуда призваны указывать на «особенные» достижения владельца, на «специфику» его внутреннего мира.
В следующей истории мы обсудим "психологию" черного.