На школьном уроке иногда бывает интересно. Например, вчера в 6 классе мы сравнивали два стихотворения: Кольцова и Пушкина. Собственно, темой урока был Кольцов. Но стихотворение Кольцова возникло как подражание Пушкину,поэтому мы прочитали оба стихотворения. Сначала прочли стихотворение "Соловей" Кольцова, затем -- стихотворение "Соловей и роза" Пушкина. Тексты похожи. Оба они по 10 строк. Оба условно делятся на две части. Оба построены на развернутом сравнении. Читая стихотворения, мы убедились, что и у Кольцова, и у Пушкина стихотворение в первой части говорит о соловье и розе, а во второй -- о поэте и девушке. Оба поэта недовольны тем, как их слушают и не понимают. Это передано в первой части стихотворения. Соловей поет для розы, но та засыпает. Поэт поет для девушки, но та не понимает его стихов, считает их печальными. Но отчего они печальны, и не она ли предмет его дум, она не понимает. И у Пушкина так же, только у него "восточный соловей" поет для милой розы (южной? западной?) во мгле ночной. Кроме того, у Кольцова -- девушка, а у Пушкина -- "хладная красота". Как будто похоже, но у Пушкина яснее передана проблема непонимания: он горячий, она холодная.
В стихотворениях Пушкина и Кольцова разный хронотоп. У Пушкина речь идет о пении " в безмолвии садов, весной, во мгле ночей", а у Кольцова, "пленившись розой, соловей / И день и ночь поет над ней". Если у Пушкина поэт пытается себя остановить: "Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?", то у Кольцова поэт "страстью пламенной сгорает", а вопросы задает себе дева, а не поэт. Фактически это тот же мотив, который звучал у Пушкина в стихотворении "Эхо". Поэту никогда не дождаться ответа... Оба поэта, и Кольцов, и Пушкин не чувствуют себя по-настоящему понятыми. Зачем же Кольцов написал стихотворение, совершенно совпав по замыслу с Пушкиным? Вероятно, Кольцов испытывал похожие чувства, был неудовлетворен. И, конечно, восхищался творчеством Пушкина. Недаром ученики, когда я попросила выбрать, чье стихотворение они хотели бы выучить наизусть: Кольцова или Пушкина, ответили: Пушкина. Превосходство, в данном случае, не в выборе темы, общей для обоих поэтов, а в том, какими словесными средствами эта тема показана. "Влюбленный гимн" Пушкина они восприняли эмоционально сильнее, чем стихотворение Кольцова.
См. тексты стихов: Пушкин: https://www.culture.ru/poems/4803/solovei-i-roza