(1882-1952)
«Личность всевременна и всепространственна. Несовершенная же личность ограниченно всевременна и всепространственна»
Л. П. Карсавин
Лев Платонович Карсавин родился 13 декабря 1882 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). Был учеником И. М. Гревса. С 1909 преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912), затем профессор (с 1916).
Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Инспектор Историко-филологического института (1914). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).
Участвовал в петроградском «Братстве Святой Софии» (1918—1922). В 1920 г. – один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.
В августе 1922 был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.
Выслан в ноябре 1922 вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель (вместе с Н. А. Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.
В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 года жил в Каунасе; в 1928—1940 годах профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 года преподавал на литовском языке). С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 года одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее.
В 1944 году советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР.
В.В. Зеньковский пишет о философском и научном творчестве Л.П. Карсавина следующее:
«Карсавин был специалистом по западноевропейской истории, занимался преимущественно вопросами религиозной истории Запада. Однако Карсавина рано потянуло к философии и богословию; он жадно впитывал в себя – и здесь то и сказалось со всей силой влияние Вл. Соловьева, особенно его «Чтений о Богочеловечестве» – построения западных и русских богословов и философов…
Кроме влияния Соловьева, у него, несомненно, сказалось влияние старых славянофилов. Будучи историком религиозной жизни Зап. Европы, Карсавин не только не увлекся этой богатой историей, но, наоборот, подобно славянофилам, сильнее оттолкнулся от Запада. Единственно кто привлек к себе симпатии Карсавина (сужу, конечно, лишь по его книгам), это Дж. Бруно, которому Карсавин посвятил большую работу, и, конечно, стоящий за Дж. Бруно – Николай Кузанский. Но вне этого Карсавин в своих суждениях о Западе – пристрастен и суров, – недаром он в последние десять лет творчества примкнул к евразийцам. А в одном месте Карсавин высказывает такую мысль: «История (т.е. наука истории) должна быть православной».
Чтобы понять это претенциозное утверждение, нужно, конечно, иметь в виду, что для Карсавина «осмысление развития человечества возможно только как метафизика истории, степенью близости к которой определяется ценность всякой исторической работы»… Здесь отмечаем эту сращенностъ для Карсавина всякого «осмысления» данных опыта и метафизики – из чего и вытекает у него своеобразная конфессиональностъ в науке. «Чистое» познание Карсавина вообще представляется «отвлеченным»: «отъединенное от прочих качествований знание необходимо умалено в качестве знания»,— пишет он. «Инобытное» (т.е. то, что вне человека), – пишет в другом месте Карсавин, – постигается нами в непременной связи с нашим самосознанием и Богосознанием». Для него «вера – основа знания, наличная в каждом акте его, наличная и в признании чего-либо истинным». «Когда наука (философия) пытается обойтись без веры и найти свои основания, – читаем мы в другом месте, – она обнаруживает в глубине своей религиозную веру», ибо «основа нашего бытия, нашей жизнедеятельности и нашего знания дана в вере, как всецелом причастии к Истине; только верою можно окончательно обосновать знание». Этим определяется у Карсавина и отношение науки и философии к богословию.
«Хочет или не хочет того наука, но она, особенно же на вершине своей в качестве философии, исходит из некоторых основоначал, которые, притязая на абсолютную значимость, являются высказываниями об Абсолютном», т.е. становятся на путь веры (как всецелого причастия к Истине). Без обоснования в вере философия обрекает себя на то, чтобы быть «знанием гипотетическим»; поэтому, «желая оставаться философским (научным), философское знание обязано сказать: «философия должна быть служанкой богословия». «Служанкой, — поясняет тут же Карсавин, – но не рабой», «Богословие, – пишет дальше Карсавин, – стихия свободного познавательного искания; исходя из него, философия не может стать несвободной». «Разве она будет свободнее, – спрашивает тут же Карсавин, – если, вопреки истине, признает предпосылки нерелигиозными и тем ограничит и предмет свой и свой метод?» Если «эмпирически вражда религии с философией неизбежна», то вина здесь лежит на богословах, которые «недооценивают философского сомнения, вожделеют о рабской покорности… Пока существует, – заключает Карсавин, – этот дух деспотизма неизбежен и необходим пафос свободы».
Основные работы Л. П. Карсавина
- «Очерки итальянской религиозной жизни в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1912)
- «Основы средневековой религии в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1915)
- «Saligia, или Краткое наставление о Боге, вселенной, человеке, зле и семи смертных грехах» (1919)
- «Восток, Запад и Русская идея» (1922)
- «Римский католицизм» (1922)
- «Философия истории» (1923)
- «О началах» (1925)
- «О личности» (1929)
Список очерков о философе
- Очерк философии
- Контекст философствования
- Персонализм. Ч. 1
- Персонализм. Ч. 2
- Персонализм. Ч. 3
- Персонализм. Ч. 4
- Рецепция карсавинского наследия
- Очерки религиозной жизни Италии
- Основы средневековой религиозности
- Влияние средневекового мистицизма
- Восток, Запад и русская идея
- Карсавин и Евразийство. Ч. 1
- Карсавин и Евразийство. Ч. 2
- Карсавин и Евразийство. Ч. 3
- Поэма о смерти. Ч. 1
- Поэма о смерти. Ч. 2
- Поэма о смерти. Ч. 3
- Об историческом методе
- Проблема телесности
- Карсавин,
- Хайдеггер и русская философия
- Карсавин в Литве. Ч. 1
- Карсавин в Литве. Ч. 2
- Арест и последние годы жизни
- Карсавин в лагере
Ознакомиться с очерками о философе - тут
Расширенный список русских философов: перейти