Найти в Дзене

Платежи ЖКХ. Почему так много?

В предшествующей публикации я выделил три основных способа извлечения сверхприбыли поставщиками жилищных и коммунальных услуг. Это:

  1. Перманентное изменение методики начисления платежей (афера с капитальным ремонтом, "вывозом и утилизацией" ТКО и т.д., рассмотрено ранее);
  2. Предоставление некачественных жилищных услуг;
  3. «Пересортица» качества коммунальных ресурсов (несоответствие параметров качества теплоносителя в сетях теплоснабжения, горячей и холодной воды, электроснабжения и пр.)

Последние два пункта напрямую связаны друг с другом. А если еще точнее – второй является прямым следствием третьего. Как? Объясняю.

Начнем с того, что конечном итоге за оплату потребляемых домом энергоресурсов отвечает управляющая компания. Это значит, что разницу между собранным с жителей и счетами, выставляемыми ресурсниками оплачивает она ибо по всем видам энергоресурсов (кроме электроэнергии) договор энергоснабжения подписывается именно с ней. Бесконтрольность же выставляемых ресурсниками сумм и зачастую не устраивающее потребителя качество получаемых коммунальных ресурсов провоцирует рост неплатежей.

Сейчас потребитель коммунальных услуг похож на покупателя на странном базаре, где известен лишь один параметр товара – цена за единицу продукции. Условно: кило яблок – 300 рублей. Взвешивание же этих яблок и сам набор в корзину производится… под прилавком! То есть покупатель принимает на веру сколько килограмм яблок ему взвесили и какого качества.

В такой ситуации продавцам грех не нажиться. Не дают задирать цены? Возьмем обвесом и пересортицей. Возможно, иногда их данные объективны, но практика говорит, что в 99% случаев вместо трех килограмм в сумке оказывается два двести и из тех до трети гнилых и битых. А можно и картошки вместо яблок накидать.

Ровно такая картина наблюдается сейчас и в российском ЖКХ.

Вроде как предотвратить «обвес» призвана обязательность установки в домах общедомовых приборов учета энергоресурсов, но согласно 261 ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности…» ответственными за их установку и обслуживание почему-то назначены… сами продавцы (!) – поставщики коммунальных ресурсов!!

И на «пересортицу» вроде как есть управа - ПП РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно п 150 этого Постановления предусмотрены санкции в случае отклонения поставляемых ресурсов от утвержденных параметров качества: «Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги .., обязан произвести … перерасчет потребителю размера платы … в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты услуги».

Но на практике трудно упомнить, чтобы кому-то удавалось добиться такого перерасчета (за исключением случаев полного отключения отопления, например), поскольку параметры качества невозможно проконтролировать средствами, доступными потребителю (те же квартирные счетчики на воду фиксируют только проходящий через них объем). А ведь простое занижение температуры горячей воды на едва заметные два градуса увеличивает объем ее потребления (а значит и платежей) на 10% !

Реальность сегодня такова – ресурсоснабжающие организации выставляют потребителю те цифры, которые пожелают, а управляющие компании для удовлетворения аппетитов ресурсников вынуждены отдавать им деньги, собранные на содержание наших домов. Отсюда и немые таджики-уборщики, живущие в мусорных камерах, и антисанитария в подъездах и подвалах, и «недокрас», и «недоремонт», ведущие к прогрессирующему ветшанию жилого фонда.

Вывод тут единственный и очевидный – привести ситуацию к норме: оплачиваться должен только тот объем коммунальных услуг, причем соответствующего качества, который реально был потреблен и который реально был необходим для поддержания комфортных условий проживания.

И способ тут только один. Внедрение автоматизированных систем контроля признано повсеместно единственной панацеей от различного рода злоупотреблений. Автоматические камеры наблюдения контролируют каждый наш шаг в магазинах, учреждениях, наших же подъездах. Электронные очереди и электронные торги по госзакупкам. Широкое появление видеорегистраторов позволило навести приемлемый порядок и сократить число злоупотреблений со стороны живых блюстителей порядка на автомобильных магистралях (кстати, видеозапись регистратора признана официальным доказательством в судах).

В сфере ЖКХ навести порядок возможно только посредством повсеместной установки автоматизированных систем коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления с выводом в интернет всех параметров поступающих в дом энергоресурсов с доступностью для всех заинтересованных сторон (и в первую очередь – для потребителя).

-2

Чтобы не заниматься тут рекламой конкретных фирм, скажу что насчитал не менее десятка энергосервисных кампаний, имеющих сертифицированные автоматизированные системы учета вплоть до биллинга. В сотнях домов такие системы установлены и помогают жителям получать коммунальные услуги надлежащего качества и значительно сокращать коммунальные платежи. Но это капля в море (даже среди ТСЖ и ЖСК далеко не все оснащены такими системами защиты от беспредела сырьевиков). И проблема тут не в стоимости таких систем (она достаточно умеренна), а в титанических усилиях ресурсников, препятствующих их установке.

Вот этот ящичек справа с антенной наверху по сути и есть "электронный арбитр"
Вот этот ящичек справа с антенной наверху по сути и есть "электронный арбитр"

Вот где требуется принятие волевого государственного решения. Ведь одним росчерком пера можно решить основную проблему ЖКХ и полностью избавить отрасль от всех ее проблем, а нас от неприятностей, ими доставляемых но… Но власть во всех ее ипостасях не желает предпринимать шаги в этом направлении. Вот миллионы квартирных счетчиков расхода воды установить людей вынудили (хотя они не решают по сути никаких проблем), а тут – как глухие.

Увы. «Газпром» - национальное достояние России? Россия – непрофильный актив «Газпрома»!