19,9K подписчиков

Куда «разлетелись» из Жуковского списанные самолёты и вертолёты?

37K прочитали

В 2020 году «Ростех» принял решение по максимуму освободить аэродром Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в Жуковском от скопившейся на его территории старой авиационной техники.

В конце 2020 года был опубликован «список Сердюкова», состоящий из 40 летательных аппаратов, которые «Ростех» готов безвозмездно передать российским регионам. В мае 2021 года я подробно разбирал этот список:

К сожалению, не все реликвии удалось сохранить. Як-42, Ту-134, Ил-76 и Ми-6 были утилизированы прямо в Жуковском. В апреле 2021 года я писал об этой истории, она наделала много шума.

К счастью, шумиха была не напрасной: «Ростех» и руководство ЛИИ решили не раздувать общественное возмущение, негативно сказывающееся на деловой репутации, поэтому с тех пор в Жуковском технику больше не утилизировали. Зато началась её раздача и вывоз новыми владельцами. Я собрал всю известную на сегодняшний момент информацию по данной теме. Итак, что и куда «разлетелось»?

МиГ-21УМ —> Технопарк МФЮА (Москва)

Одним из первых, ещё в конце апреля 2021 года из Жуковского уехал учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УМ, выкупленный МФЮА для своего авиационного технопарка, где уже собрано немало интересных экспонатов: Ан-2, Ми-2, кабины Ту-134 и Як-40, катапультные кресла и пр.

Фото:  Кирилл Гнусарёв
Фото: Кирилл Гнусарёв

В настоящее время самолёт восстанавливается под руководством Ильи Аксарина, о чём можно узнать в его Инстаграме. Кстати, очень рекомендую подписаться на этого великого авиационного реставратора нашего времени!

Ми-6 —> МАРЗ (Балашиха)

14 мая ЛИИ покинул второй из трёх легендарных вертолётов Ми-6 (первый уехал ещё в апреле, но в виде металлолома). Ми-26, принадлежащий МЧС, поднял своего «предка» и аккуратно перенёс на территорию Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) ДОСААФ в Балашихе.

Фото из группы vk.com/myskymsk
Фото из группы vk.com/myskymsk

Уже спустя неделю, к началу фестиваля «НЕБО: теория и практика» вертолёт был собран и предстал на статической стоянке. В дальнейшем Генеральный директор завода Павел Николаевич Ненастьев планирует довести вертолёт до лётного состояния.

Фото: Павел Фетисов
Фото: Павел Фетисов

В мае появилась информация, что несколько небольших самолётов в Жуковском продают буквально по цене лома: порядка 2-3 сотен тысяч рублей за машину. Тогда я написал статью, чтобы посодействовать самолётам обрести новых хозяев (не в лице металлоломщиков):

Не знаю, как повлияли мои публикации, но двум самолётам действительно удалось стать памятниками, вот они:

Ан-26 —> Выселки (Краснодарский край)

В начале июня Ан-26 RA-29113 отправился в небольшой музей военной техники в станице Выселки, расположенный рядом со станичным домом культуры.

Фото: Артём Д
Фото: Артём Д

После перевозки и сборки самолёт покрасили в странный чёрно-зелёный камуфляж, больше характерный для фанерных «ишачков» довоенных времён.

Фото: Александр Быков
Фото: Александр Быков

Ан-24 —> Урай (Ханты-Мансийский автономный округ)

В сентябре аналогичным образом с территории ЛИИ выехал Ан-24РВ RA-83968. Правда, отправился он в противоположном направлении, и гораздо дальше — в Сибирь. Там легендарный для нефтяников самолёт, покрашенный в корпоративные цвета «Лукойла», занял постамент между дворцом спорта «Звёзды Югры» и мечетью Кул-Шариф, неподалёку от аэропорта городка Урай.

Су-27 —> Орешково (Калужская область)

В мае ребятам из «Альбатрос-Аэро» во главе с неуёмным Владимиром Лисняком удалось забрать себе самолёт-демонстратор Су-27ПД. Там, на аэродроме Орешково, создан музей авиации, часть экспонатов которого находится в лётном состоянии.

Фото: Владимир Лисняк
Фото: Владимир Лисняк

Ту-134 —> Музей УГМК (Верхняя Пышма)

Ту-134А RA-65047 начал своё путешествие на Урал 16 октября 2016 года.

В ноябре самолёт включили в экспозицию частного музея техники УГМК. Как происходила сборка, можно посмотреть в Инстаграме директора музея:

Целых три экспоната уехали из Жуковского в другой знаменитый частный музей.

МиГ-25 —> Музей Задорожного (Красногорск)

Первым экспозицию музея Задорожного пополнил МиГ-25ПУ-СОТН, что произошло ещё летом 2021 года. Это тот самый самолёт, который 15 ноября 1988 года сопровождал на посадке корабль «Буран» в его первом и последнем полёте. На месте лётчика был Магомед Толбоев, а во второй кабине вёл видеосъемку оператор Сергей Жадовский.

Фото с сайта buran.ru
Фото с сайта buran.ru

Буран —> Музей Задорожного (Медынь)

Вторым экспонатом стал самый настоящий корабль «Буран». Правда, не тот самый, что побывал в космосе, а третий из построенных — т.н. «Изделие 2.01». Этот недостроенный остов на много лет «застрял» на пристани неподалёку от Тушинского машиностроительного завода. В 2011 году его на барже переправили в Жуковский и собрали. Планировалась реставрация и демонстрация машины на МАКСах. Не срослось.

Фото: Михаил Поляков
Фото: Михаил Поляков

А в ноябре 2021 года корабль поехал в Медынь Калужской области. Первыми уехали консоли крыла, перевозка фюзеляжа ожидается позднее.

Фото: Римма Кудряшова
Фото: Римма Кудряшова

Как только начался вывоз, местная общественность обратилась к Задорожному с предложением оставить «Буран» в Жуковском, разместив в специально построенном филиале музея. Даже эскиз нарисовали. Задорожный не поддержит эту идею, и я его прекрасно понимаю — лучше размещать своё имущество на своей земле, и не лезть на чужую территорию, куда местные власти тебя не приглашали.

Фото: Елена Магаляс
Фото: Елена Магаляс

Ту-16 —> Музей Задорожного (Медынь)

Уже этой зимой начался вывоз летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Всего таких самолётов в ЛИИ оставалось две штуки, но первый ещё в 2016 году уехал в Верхнюю Пышму, а второй в 2021 году был выкуплен Вадимом Задорожным.

Фото Игоря Колоколова
Фото Игоря Колоколова

Ми-6 —> Музей вертолётов (Торжок)

Но самая интересная ситуация с третьим Ми-6 из ЛИИ, который 14 октября вывезли в Торжок Тверской области. В отличие от второго Ми-6, этот тащили не на внешней подвеске Ми-26, а по земле, в разобранном состоянии. Кстати, это один из ранних Ми-6, с выпуклым фонарём в носовой части.

Хотя в Торжке на территории 344-й Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации уже есть музей военных вертолётов, Ми-6 отправился совсем не туда. В промзоне рядом с «Горбатым мостом» сейчас создаётся частный вертолётный музей тифлоцентра ООО «Вертикаль». Причём, предполагается, что все экспонаты музея будут летающими! И важнейшие шаги к этому уже сделаны — в конце 2021 года Алексею Черепнову с сотрудниками удалось полностью оживить вертолёт.

Реставраторы активно пишут в разных социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Ютуб), так что следить за их работой очень просто. Пожелаем им успешно реализовать все их идеи!

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!