В 2020 году «Ростех» принял решение по максимуму освободить аэродром Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в Жуковском от скопившейся на его территории старой авиационной техники.
В конце 2020 года был опубликован «список Сердюкова», состоящий из 40 летательных аппаратов, которые «Ростех» готов безвозмездно передать российским регионам. В мае 2021 года я подробно разбирал этот список:
К сожалению, не все реликвии удалось сохранить. Як-42, Ту-134, Ил-76 и Ми-6 были утилизированы прямо в Жуковском. В апреле 2021 года я писал об этой истории, она наделала много шума.
К счастью, шумиха была не напрасной: «Ростех» и руководство ЛИИ решили не раздувать общественное возмущение, негативно сказывающееся на деловой репутации, поэтому с тех пор в Жуковском технику больше не утилизировали. Зато началась её раздача и вывоз новыми владельцами. Я собрал всю известную на сегодняшний момент информацию по данной теме. Итак, что и куда «разлетелось»?
МиГ-21УМ —> Технопарк МФЮА (Москва)
Одним из первых, ещё в конце апреля 2021 года из Жуковского уехал учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УМ, выкупленный МФЮА для своего авиационного технопарка, где уже собрано немало интересных экспонатов: Ан-2, Ми-2, кабины Ту-134 и Як-40, катапультные кресла и пр.
В настоящее время самолёт восстанавливается под руководством Ильи Аксарина, о чём можно узнать в его Инстаграме. Кстати, очень рекомендую подписаться на этого великого авиационного реставратора нашего времени!
Ми-6 —> МАРЗ (Балашиха)
14 мая ЛИИ покинул второй из трёх легендарных вертолётов Ми-6 (первый уехал ещё в апреле, но в виде металлолома). Ми-26, принадлежащий МЧС, поднял своего «предка» и аккуратно перенёс на территорию Московского авиаремонтного завода (МАРЗ) ДОСААФ в Балашихе.
Уже спустя неделю, к началу фестиваля «НЕБО: теория и практика» вертолёт был собран и предстал на статической стоянке. В дальнейшем Генеральный директор завода Павел Николаевич Ненастьев планирует довести вертолёт до лётного состояния.
В мае появилась информация, что несколько небольших самолётов в Жуковском продают буквально по цене лома: порядка 2-3 сотен тысяч рублей за машину. Тогда я написал статью, чтобы посодействовать самолётам обрести новых хозяев (не в лице металлоломщиков):
Не знаю, как повлияли мои публикации, но двум самолётам действительно удалось стать памятниками, вот они:
Ан-26 —> Выселки (Краснодарский край)
В начале июня Ан-26 RA-29113 отправился в небольшой музей военной техники в станице Выселки, расположенный рядом со станичным домом культуры.
После перевозки и сборки самолёт покрасили в странный чёрно-зелёный камуфляж, больше характерный для фанерных «ишачков» довоенных времён.
Ан-24 —> Урай (Ханты-Мансийский автономный округ)
В сентябре аналогичным образом с территории ЛИИ выехал Ан-24РВ RA-83968. Правда, отправился он в противоположном направлении, и гораздо дальше — в Сибирь. Там легендарный для нефтяников самолёт, покрашенный в корпоративные цвета «Лукойла», занял постамент между дворцом спорта «Звёзды Югры» и мечетью Кул-Шариф, неподалёку от аэропорта городка Урай.
Су-27 —> Орешково (Калужская область)
В мае ребятам из «Альбатрос-Аэро» во главе с неуёмным Владимиром Лисняком удалось забрать себе самолёт-демонстратор Су-27ПД. Там, на аэродроме Орешково, создан музей авиации, часть экспонатов которого находится в лётном состоянии.
Ту-134 —> Музей УГМК (Верхняя Пышма)
Ту-134А RA-65047 начал своё путешествие на Урал 16 октября 2016 года.
В ноябре самолёт включили в экспозицию частного музея техники УГМК. Как происходила сборка, можно посмотреть в Инстаграме директора музея:
Целых три экспоната уехали из Жуковского в другой знаменитый частный музей.
МиГ-25 —> Музей Задорожного (Красногорск)
Первым экспозицию музея Задорожного пополнил МиГ-25ПУ-СОТН, что произошло ещё летом 2021 года. Это тот самый самолёт, который 15 ноября 1988 года сопровождал на посадке корабль «Буран» в его первом и последнем полёте. На месте лётчика был Магомед Толбоев, а во второй кабине вёл видеосъемку оператор Сергей Жадовский.
Буран —> Музей Задорожного (Медынь)
Вторым экспонатом стал самый настоящий корабль «Буран». Правда, не тот самый, что побывал в космосе, а третий из построенных — т.н. «Изделие 2.01». Этот недостроенный остов на много лет «застрял» на пристани неподалёку от Тушинского машиностроительного завода. В 2011 году его на барже переправили в Жуковский и собрали. Планировалась реставрация и демонстрация машины на МАКСах. Не срослось.
А в ноябре 2021 года корабль поехал в Медынь Калужской области. Первыми уехали консоли крыла, перевозка фюзеляжа ожидается позднее.
Как только начался вывоз, местная общественность обратилась к Задорожному с предложением оставить «Буран» в Жуковском, разместив в специально построенном филиале музея. Даже эскиз нарисовали. Задорожный не поддержит эту идею, и я его прекрасно понимаю — лучше размещать своё имущество на своей земле, и не лезть на чужую территорию, куда местные власти тебя не приглашали.
Ту-16 —> Музей Задорожного (Медынь)
Уже этой зимой начался вывоз летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Всего таких самолётов в ЛИИ оставалось две штуки, но первый ещё в 2016 году уехал в Верхнюю Пышму, а второй в 2021 году был выкуплен Вадимом Задорожным.
Ми-6 —> Музей вертолётов (Торжок)
Но самая интересная ситуация с третьим Ми-6 из ЛИИ, который 14 октября вывезли в Торжок Тверской области. В отличие от второго Ми-6, этот тащили не на внешней подвеске Ми-26, а по земле, в разобранном состоянии. Кстати, это один из ранних Ми-6, с выпуклым фонарём в носовой части.
Хотя в Торжке на территории 344-й Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации уже есть музей военных вертолётов, Ми-6 отправился совсем не туда. В промзоне рядом с «Горбатым мостом» сейчас создаётся частный вертолётный музей тифлоцентра ООО «Вертикаль». Причём, предполагается, что все экспонаты музея будут летающими! И важнейшие шаги к этому уже сделаны — в конце 2021 года Алексею Черепнову с сотрудниками удалось полностью оживить вертолёт.
Реставраторы активно пишут в разных социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Ютуб), так что следить за их работой очень просто. Пожелаем им успешно реализовать все их идеи!