Найти тему
endless speechless

Никогда не влюбляйтесь в художников

Для Марины Абрамович, важной фигуры в искусстве перфоманса, любовь – это все. Она возводит это понятие в ряд ведущих жизненных ценностей. Однако, обращаясь к своей большой любви в прошлое, она говорит следующее: «У меня есть совет для молодых художников: никогда не влюбляйтесь в художников».

На чем основывается такой совет? Разберемся с историей ее главной любви.

В 1976 году Абрамович знакомится с немецким художником, чье имя-псевдоним – Улай. И отсюда начинается поразительная история двух влюбленных.

Они проводят совместные перфомансы, некоторыми из которых становятся:

  • «Смерть себя» (1978 г.)
«Смерть себя» (1978 г.)
«Смерть себя» (1978 г.)

Марина и Улай непрерывно «дышали друг другом»: их рты были соединены с помощью специального устройства и каждый вдыхал выдохи своего партнера. Это продолжалось (17 минут) до тех пор, пока у них не закончился кислород. Перфоманс показывал, как люди в отношениях способны «забрать» жизнь индивида.

  • «Отношения во времени» (1977 г.)
«Отношения во времени» (1977 г., Болонье)
«Отношения во времени» (1977 г., Болонье)

Наши герои сплели свои волосы вместе и сидели сплетенными друг с другом на протяжении 17 часов. Эта работа исследовала границы личности человека.

  • «ААА-ААА» (1978 г.)
«ААА-ААА» (1978 г.)
«ААА-ААА» (1978 г.)

«Мы кричали друг на друга, рот ко рту. Это продолжалось почти час, потом я на месяц потеряла голос. «…» Эта идея тесно связана с традициями боевых искусств, с тренировками голоса, необходимыми для создания эффекта Холо. Эти тренировки проходят вблизи водопада. Люди учатся издавать очень высокие и очень низкие звуки, потому что водопад звучит в среднем диапазоне, таким образом, их хорошо слышно, так они учатся издавать звук Холо. Когда они, спустя сорок лет, покидают водопад, то оказываются в тишине, этот эффект создает особое состояние сознания. А наша работа — своего рода освобождение от звука».

  • «Энергия покоя», (1980 г.)
«Энергия покоя», (1980 г., Дублин)
«Энергия покоя», (1980 г., Дублин)

Один из сложнейших перфомансов. Абрамович держит корпус лука, Улай – стрелу. Марина не смеет двигаться, пока тетива натягивается, угрожая ее жизни. От осторожности исполнения обоих зависела жизнь женщины.

Эти и другие их совместные работы говорят об огромной связи и бесконечном доверии партнеров.

Им было так хорошо вместе, что они решили пожениться, устроив из этого очередной перфоманс. Они собирались пойти навстречу друг к другу по Великой Китайской стене по 5000 километров каждый, чтобы при встрече пожениться. Это было бы грандиозное венчание и восхитительный перфоманс, если бы власти Китая дали согласие на это сразу, а не через восемь лет. К этому времени отношения артистов ухудшились.

Впрочем, перфоманс был исполнен в 1988 году, но с изменившейся задумкой, хотя не с меньшей экспрессивностью. Когда им дали согласие, они выполнили поход по Великой китайской стене и встретились, как и планировали, на ее середине. Это был символ духовного путешествия каждого из них, а по их встрече – произошел их окончательный разрыв. Некий ритуал прощания.

Марина Абрамович: «Этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я — от Жёлтого моря. После того как каждый из нас прошёл 2500 километров, мы встретились и простились навсегда».

Что касается причины их разрыва, существует информация об измене Улая Марине с переводчицей. Та забеременела от артиста.

Казалось бы, такое печальное и картинное расставание должно было разорвать все связи между этими людьми, однако это оказалось не последней встречей бывших возлюбленных.

Самое трагичное зрелище в этой истории происходит дальше.

«В присутствии художника», (2010 г.)

В этом перфомансе Марина Абрамович устанавливает зрительный контакт с любым желающим зрителем. За 736 часов с половиной она посмотрела в глаза 1500 людям. Самая грустная часть перфоманса наступила тогда, когда одним из желающих поучаствовать в зрительном контакте с художницей неожиданно оказался Улай. Он пришел на первый день перфоманса и своим появлением, конечно, удивил зал, критиков, и саму «виновницу торжества» - Марину Абрамович.

Улай расположился напротив женщины. Когда Марина узнала его, она была потрясена – удивление считывалось с ее лица. Спустя минуты, они взялись за руки. Марине не удалось справиться с чувствами, и она заплакала.

Так, перед нами разворачивается сцена настоящего прощания и прощения. За те минуты, что они молча провели друг перед другом, глазами между людьми состоялся диалог.

Интересно, что в 2015 году Улай отсудил у Марину Абрамович €250 тыс. "за то, что в качестве автора их совместных работ она указывала только свое имя и не предоставляла ему финансовой отчетности". Так, отношения бывшей пары снова испортились.

-7

«У меня есть совет для молодых художников: никогда не влюбляйтесь в художников».

«Я, правда, не последовала этому совету, трижды влюблялась — но ничего хорошего из этого не выходит, всегда происходит катастрофа. По очень большому количеству причин — не советую».