Взять немецкий трофейный танк - задача, мягко говоря, не из простых. Это считалось одним из самых значимых подвигов в годы Великой Отечественной войны. Конечно, такое случалось, был даже целый рейд на захваченной технике противника, но в общем и целом явление это было достаточно редким. Сегодня же я расскажу об одном очень интересном случае, в котором поучаствовали советские разведчики на одном из самых страшных направлений – на Курской дуге.
Во время событий на Курской дуге одним из самых "горячих" мест была железнодорожная станция Поныри. Здесь оборона советских сил была наиболее плотной, но и атакующие силы противника были очень большими. С начала июля 43-го года станция переходила из рук в руки несколько раз, и здесь, как в Сталинграде, бои шли буквально за каждый дом. Сражались там части 13-й армии РККА с 9-й немецкой армией. Однако именно для советской стороны на начальном этапе под Понырями была одна очень большая сложность - никто не знал точно, какими силами на данном направлении располагают немцы. Воевать приходилось как бы "вслепую". Разведка по какой-то причине молчала, могли бы помочь пленные, но их не было.
Тогда 6 июля командование поставило задачу - сформировать новый разведывательный отряд, отправить его в район обороны 307-й стрелковой дивизии (именно она защищала непосредственно Поныри), и там взять немецкого "языка". Задача была возложена на капитана Дмитрия Закревского, комбата 24-го разведывательного батальона.
Капитан Закревский сформировал группу из 11 человек, причем, поскольку дело было крайне опасным, в группу входили только добровольцы. Прибыв на место, в течении нескольких суток разведчики стали изучать ситуацию. В это изучение входило общение с офицерами и бойцами 307-й стрелковой дивизии, а также личное наблюдение за линией фронта на данном участке. После анализа всех данных Закревский решил брать "языка" немного севернее ж/д станции Поныри, на условной нейтральной полосе. Эта полоса была примечательна тем, что там стояло множество подбитой немецкой техники. По ночам немцы отправляли туда специальные команды, которые оттаскивали подбитые танки и броневики с поля боя для дальнейшего ремонта. План-то был хорош - взять кого-либо из немцев ночью на этой самой "нейтралке", но вышло все немного курьезно. Дело в том, что в этой же самой нейтральной полосе находилась и подбитая техника РККА, и советские группы точно также работали с ней по ночам, хоть и в меньших масштабах. Так уж получилось, что разведчики Закревского захватили ночью человека, сунули кляп в рот, скрутили, и только в расположении выяснили, что это красноармеец. Вот такая немного комичная ситуация произошла, но капитан разведчиков несмотря на неудачу решил попытать счастья еще раз, но уже в немецком тылу, чтоб уж точно не провалить дело.
В ночь на 9 июля его группа выдвинулась от советских позиций в Понырях и удачно прошла переднюю линию обороны немцев. Углубившись в нее совсем немного, разведчики обнаружили какой-то странный бугор, который оказался укрытым брезентом танком. Причем внутри него горел свет, а двигатель машины был заведен. Экипажа рядом не наблюдалось. Вот тут в голове у Закревского и созрел дерзкий, безумный план - раз представилась такая замечательная возможность, попытаться этот танк угнать. Мехводом стал младший лейтенант Косик, остальные разместились кто внутри, кто за машиной. Поскольку немцы такой наглости не ожидали, то никто особо и не понял, что танк угнан, а когда поняли, то было поздно. По группе разведчиков, что шли за танком, открыли стрельбу из автоматического оружия и минометов, но было уже поздно - разведчики при трофее вышли без потерь.
Поскольку Косик с немецкими танками был не особо знаком, а управлять огромной тяжелой машиной не так-то просто, то на середине пути до позиций РККА танк застрял. Но до своих было не далеко, поэтому почти мгновенно Закревский подал весточки о ситуации, и на помощь прибыл советский Т-34, он выдернул немецкий трофейный танк и оттащил его в расположение советских частей.
Угнать танк - подвиг, но оказалось, что в данном случае подвиг этот был вдвойне. Очень скоро выяснилось, что угнанный группой Закревского танк - штабной. Машина принадлежала 18-й панцердивизии Вермахта, а внутри ее лежали важные документы. Всю группу капитана наградили орденами и медалями.
Примечательно, что всего через неделю этот небывалый подвиг повторили разведчики 31-й гвардейской стрелковой дивизии, которые при схожих обстоятельствах умудрились увести танк от немцев.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.