На днях опять стала свидетелем безобразной сцены, на этот раз в автобусе. Зашли три старшеклассницы, все симпатичные, хорошо одетые, и ну ржать. Народ косится, но молчит. Потом одна красавица другой говорит: «Ты че, ду_ра б…?». Та отвечает, сама ты такая, активно употребляя нецензурные слова. Одна из пожилых пассажирок не выдерживает: «Вы же будущие мамы! Что же вы так материтесь? Чему вы научите своих детей?» Девицы, естественно, огрызаются. На следующей остановке они все выходят, и я вижу, что на улице склока продолжается.
Все мы были школьниками, все самоутверждались. Покуривали и щеголяли бранными словечками. Нам тоже делали замечания. Сцена банальнейшая. Все бы ничего. Но я сейчас читаю номинантов на премию «Нос» (Новая словесность). И вижу, как все это авторы тащат теперь в свои книги.
- Аля, я песню ему спою. С ним спою, представляешь?
- Ага. Охренеть!
- Не понимаешь ты ничего!
- Зато я вменько, а ты @банько!
Это цитата из книги «Мой белый». Предисловие, кстати, написано Татьяной Толстой, которая книгу ну очень хвалит. Да и номинация на престижную премию говорит сама за себя. Самобытность и все такое. А вот вам ночная переписка двух подруг:
Женька(00:54:23)
Я так люблю его. Просто ж@па!
Алька (00:54:36)
Г@вно!
Сейчас женская книга без мата это вроде как и не книга. Это если хотите, тренд.
Героиня романа шестнадцатилетняя девушка Женя. У нее мама и… мама. Женя ребенок из пробирки, которого решить родить две лес_биянки, одна художница, а другая врач-гинеколог. Женя крайне болезненно переживает их разрыв, бегает от одной мамы к другой, пытаясь их помирить. Сама Женю любит Лёню (слава тебе, парень), который уже имел опыт любви с другим парнем, но устоял, лег с девушкой. Это я еще деликатно слова подбираю, а в книге все конкретно. Голая в прямом смысле слова, правда. Включая самоудовлетворение.
Ну а что вы хотите? Наша молодежь читает исключительно переводную литературу, а там все такое. Чтобы наших авторов тоже читали, они должны быть в тренде. И отражать реальность, как она есть. Так что наша новая словесность это сплошные веяния американской или европейской культуры. Наслаждайтесь.
С одной стороны мне радостно, что для писателей, особенно молодых, сейчас не существует никаких запретов. Они настолько раскрепощены и самодостаточны, что зависть берет. Их и мамы, и литературные критики гладят по головке за такое смелое выражение чувств: хорошо, что не держишь в себе. Это так ново, так неожиданно, а главное смело! Но с другой стороны, далеко не все готовы эту максимальную раскрепощенность принять. И многим из окружающих она доставляет неудобство.
Надо отдать должное Ксении Буржской, пишет она образно, ярко, находит интересные сравнения.
«Мама как-то научила меня игре: ходить по небу. На самом деле это просто – нужно взять зеркальце, наклонить его так, чтобы в нем отражалось небо, и идти вперед. Если ты идешь один, тебя может ждать опасность, поэтому лучше ходить с кем-то. То есть, по небу всегда ходят вдвоем, вот так-то».
Но если бы меня спросили, о чем эта книга, я бы крепко задумалась. Да ни о чем. Что вижу, то пою. Подростковые переживания, что-то похожее на раннюю Франсуазу Саган. Только осовремененную этой пресловутой толерантностью.
И еще один момент.
Попробовали бы эти девушки так похабно вести себя в их общественном транспорте. Где-нибудь в Германии, или в Лондоне. Нарвались бы на штраф, а не то пассажиры вызвали бы полицию. Но у нас можно все. Вот и получается, что с одной стороны мы Европа, а с другой-то все равно – Азия.
#психология #книжные новинки #литературные премии #культура поведения #молодежь