История верного пса по кличке Хатико до глубины души тронула весь мир. Собака много лет ждала на станции своего умершего от инсульта хозяина и поразила людей своей преданностью. Те, кто смотрел фильм, снятый на основе этой истории, не сдерживал слез, до того печальна и трогательна была судьба собаки.
А вот про преданность льва святого преподобного Герасима Иорданского, монаха, жившего в V веке и подвизавшегося сначала в Фиваидской пустыне Египта, а затем на берегу реки Иордан в Палестине, знает далеко не каждый.
На Иордане монах основал обитель, молва о которой вскоре разнеслась по всему миру. В центре этой обители расположился большой монастырь - лавра, в которой подвизалось 70 монахов-отшельников. А в пустыне находились тростниковые кельи для иноков, которые подвизались там 5 дней в неделю, уходя в безмолвие, затвор и молитву. Условия для монахов в монастыре Герасима Иорданского, ставшего в нем настоятелем, были тяжелейшие и их выдерживал далеко не каждый. На людей налагались молитва, постоянный труд и строгое постничество. Сам Герасим Иорданский в дни Великого поста и вовсе не вкушал пищи, не считая Причастия Святых Христовых Таин, которые и были его "питанием".
Однажды Божий угодник, собираясь сплести циновки (коврики), отправился на Иордан, чтобы нарезать ивовые ветви. На полянке у реки он встретил могучего и грозного льва. Лев ревел, но рев этот был не устрашающим и страшным, а скорбным и болезненным, как плач раненого ребенка. Будущий святой не испугался, помолился и приблизился к хищному зверю.
Лев оказался ранен. Из его распухшей правой лапы торчал шип терновника, который привел к тому, что рана сильно загноилась и нещадно болела. Отец Герасим вынужден был рассечь рану ножом, предназначенным для нарезания ивовых веток, чтобы вытащить шип и выпустить гной наружу. Затем он промыл лапу льва речной водой и перевязал ее кусочком ткани, оторванным от собственной рясы. После этого Герасим Иорданский перекрестил льва и отправился за ветками.
На следующий день, выйдя из своей кельи, старец обнаружил возле нее спасенного им льва.Так началась история великой дружбы и любви между спасенным и его спасителем: львом Иорданом (так назвал его святой) и Герасимом Иорданским.
Лев Иордан был предан своему спасителю, как собака Хатико своему хозяину. Он всюду следовал за Герасимом, готовый охранять его от любых невзгод и напастей. Строгий старец полюбил его за необыкновенный ум и преданность и всегда делил с ним свою скудную постническую трапезу.
В монастырях в те годы, как и во времена Иисуса Христа, воду добывали из пресноводных рек. Для ношения воды люди, как правило, использовали ослов, так как на себе много воды не унесешь.
Иноки монастыря Герасима Иорданского добывали воду из Иордана и возили воду на одном-единственном жившем у них осле.
Однако в окрестностях реки водились волки и шакалы, поэтому святой Герасим решил использовать своего верного льва в качестве защитника монастырского осла.
Так лев Иордан, ко всему прочему, стал служить на благо монастыря и каждый день отправлялся за водой вместе с ослом и иноками. А после он выполнял еще одно дополнительное послушание: охранял осла от волков, пока тот мирно щипал травку на лугу после нелегкого труда.
Волки и шакалы быстро привыкли к тому, что лев охраняет осла и даже близко не приближались к месту, где он пасся, поэтому лев часто дремал на солнцепеке, пока осел жевал травку. Однажды осел, пока лев спал, убежал от него и попался на глаза караванщиков, проходивших в этих местах.
Увидев молодого откормленного осла, находившегося без присмотра пастухов, торговцы решили украсть его и забрать с собой.
Лев Иордан же находился слишком далеко от места происшествия и не мог помочь ослику. Проснувшись и увидев, что осла нет рядом, он бросился по его следам. Следы привели его в пустыню, а дальше затерялись в песках. Расстроенный лев понял, что с его подопечным случилась беда, и вернулся в обитель чернее тучи.
Святой Герасим расценил понурость и печаль льва, вернувшегося без монастырского осла, иначе. Он решил, что лев Иордан накинулся на вьючное животное и съел его. А лев, не умеющий говорить человеческим языком и не имеющий возможности рассказать правду, только виновато слушал, как старец его ругает и поучает.
Так несчастный ни в чем не виноватый лев сам стал вьючным животным вместо осла. Такое наказание придумал для него Герасим Иорданский, думая, что лев предал его доверие.
Льву было не трудно носить воду, он был могуч и силен, но ему было очень обидно, что человек, которого он любил больше жизни, подумал, что он съел осла. Только что он мог сделать? Невиновность свою доказать он не мог.
Однажды в монастырь, где трудился лев Иордан, приехал один воин. Он увидел хищника за выполнением работы, которую должен был выполнять осел, и решил помочь доброму зверю. Воин пожертвовал святому Герасиму денег на покупку молодого осла. После того, как осла купили, лев был освобожден от трудовой повинности.
Полгода спустя мимо монастыря вновь проходил тот же самый караван с торговцами, укравшими монастырского осла. Узнав знакомые места, ослик протяжно закричал. Его крик услышал лев, который тут же узнал голос своего бывшего подопечного. Он бросился на зов осла и своим грозным рыком распугал торговцев, бросившихся врассыпную при его виде.
А обрадованный лев взял пропавшего осла за уздечку и гордо повел его в монастырь к Герасиму Иорданскому: "Вот де, смотри, хозяин, целый и невредимый твой осел. Не виноват я был".
Старец очень обрадовался нашедшемуся ослу. Но еще больше его осчастливил факт того, что подозрения относительно преданности льва оказались беспочвенными, ведь верный лев не ел осла, как он до этого думал.
С тех пор святой Герасим, испытывая вину перед Иорданом, отдавал ему, помимо скудной постной пищи, все свои лакомства в виде изюма и фиников. А лев Иордан, освобожденный от большей части трудовых повинностей, гордо шествовал за старцем повсюду, куда бы он ни направлялся, и не покидал его ни на минуту, не считая послушаний, которые время от времени давал ему настоятель.
В 475 году Герасим Иорданский отошел ко Господу и иноки погребли его возле стен церкви. Льва Иордана в это время в обители не было, он исполнял свое очередное послушание. Когда он вернулся, то сразу же стал искать любимого старца, но ни в келье, ни в монастыре его не обнаружил. Монахи не знали, как объяснить верному льву о смерти его хозяина. А лев ничего не понимал и только вопросительно заглядывал братии в глаза.
День проходил за днем. Лев Иордан отказывался от пищи, похудел и осунулся. Монахи очень переживали за его самочувствие, но ничего поделать с ним не могли.
Если бы животные умели плакать, то Иордан плакал бы, до того несчастен был его скорбный потерянный вид.
На 9 день иноки решили помолиться у могилы старца и взяли льва с собой. У гробницы монах Савватий заплакал и обратился к ничего не понимающему хищнику, сказав, что здесь покоится его Герасим Иорданский.
И тут лев, наконец, понял, что произошло. Его горе и отчаяние были настолько сильными, что он бросился на могилу Герасима, скорбно и протяжно заревел, а затем ударился головой о гробницу и упал замертво.
Отважный хищный зверь так сильно любил своего спасителя, что не смог без него жить. Эта любовь льва Иордана к Герасиму прославила старца уже при его жизни, потому что такой чистой любовью и преданностью даже люди далеко не все обладают. А тут хищник.
Верный, как Хатико. Вот каким был умный и мудрый лев старца Герасима Иорданского, позднее прославленного в лике святых преподобных.
Вместе с преподобным был прославлен и лев Иордан. Практически на всех иконах святой Герасим писался и пишется вместе со своим верным львом. Вместе они соединились с ним в Царстве Божьем и христианстве навеки.
Вот такая вот история, братья и сестры. Трогательная и грустная одновременно. Желаю каждому из вас иметь своего собственного Хатико, который будет вас также любить и ценить, как лев Иордан святого Герасима Иорданского. И чтобы любовь эта была взаимной.
С Богом!