Найти тему
Елена Тарасенко

Зубин Мета в БЗФ

30 января 2022 в Большом зале Петербургской филармонии выступит один из крупнейших дирижеров современности, почетный дирижер ведущих мировых оркестров Зубин Мета. С Заслуженным коллективом России он исполнит Третью симфонию Густава Малера. В составе исполнителей меццо-сопрано – эту партию исполнит солистка Большого театра Елена Манистина, женский и детский хор. Концерт посвящен 100-летию Петербургской филармонии, организован при поддержке Международного фонда культурных инициатив Маэстро Темирканова.

Перед концертом 27 января в Бетховенском фойе Большого зала состоялась пресс-конференция маэстро Зубина Меты. Появление маэстро в инвалидной коляске вызвало некоторое замешательство, знала, что Мета родился в Бомбее 29 апреля 1936 года, тогда это была Британская Индия, но об инвалидной коляске не имела представления, помня о дирижировании Венским новогодним балом в пятый раз в 2015 году... но да, разумеется, 85 лет солидный возраст

От филармонии знаменитого дирижёра приветствовал заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Дмитриевич Петровский. Он сообщил, что на концерте 30 января из-за нагрянувших накануне очередных коронавирусных ограничений (с 28 января по 13 февраля несовершеннолетним запрещено в том числе посещение концертных залов) вместо детского хора споет женский. Маэстро Мета согласился с заменой.

Поначалу Зубин мета, когда ему предложили слово, как будто недоумевал, что сказать, выразил признательность за приглашение, восхищение оркестром - честь для него выступать с таким коллективом. Постепенно воспоминания нахлынули на него, и дирижёр стал вспоминать, как он впервые выступил в нашей филармонии в апреле 1962 года, как отказался от репетиции, чем огорчил Е.А.Мравинского. В результате концерт, по словам маэстро, ему не удался, зато следующий концерт он провёл успешно. Евгений Петровский нашёл фотографию 1962 года опечаленного неудачей маэстро, ему было тогда 26 лет, а он уже считался признанной мировой величиной и был музыкальным руководителем Лос-Анжелесского филармонического оркестра

Зубин Мета после концерта в БЗФ 29 апреля 1962
Зубин Мета после концерта в БЗФ 29 апреля 1962

Отвечая на вопросы журналистов о выборе симфонии Малера для концерта, маэстро пошутил, что так как уже исполнял эту симфонию Малера в Мариинском театре по приглашению Гергиева, могут подумать, что он больше ничего не умеет. Сказал о любви к Малеру. О музыке вообще сказал, что она его второй язык, вторая религия, и он не останавливается и не хочет останавливаться. Даже заготовленную много лет назад фразу на русском вспомнил и чисто произнёс, правда признался, что это его единственные слова по-русски. Вообще пресс-конференция прошла необыкновенно интересно из-за подкупающей откровенности и юмора маэстро.

Он сожалел о замене детского хора, прежде всего потому, что видел, с каким интересом готовились дети к выступлению, но в нынешней ситуации, возможно, запрет логичен.

Назвал самым большим подарком эмиграцию множества талантливых музыкантов из России. В 1976 году из-за этой шутки Госконцерт потребовал заменить Мету другим дирижёром.

Зубин Мета назван почетным дирижером крупнейшими мировыми оркестрами, в числе которых – Берлинский филармонический, Венский филармонический, Мюнхенский филармонический, Лос-Анджелесский филармонический, Берлинская государственная капелла, Баварский государственный оркестр.

Третья симфония Малера, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением дирижера 30 января, – грандиозное симфоническое полотно, которое сам композитор называл своим «самым зрелым и своеобразным сочинением». Он писал: «Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается добожественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться кБогу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще неслышал мир! В ней вся природа обретает голос…».

Блестящая карьера Зубина Меты началась в 1958 году с победы на Международном конкурсе дирижеров в Ливерпуле, в 1961 году он уже дирижировал Венским, Берлинским и Израильским филармоническими оркестрами, полувековой юбилей сотрудничества с которыми музыкант отпраздновал относительно недавно.

Дирижер сотрудничал с лучшими музыкальными коллективами планеты. Он был музыкальным руководителем Монреальского симфонического оркестра с 1961 по 1967 год, с 1962 по 1978 год занимал пост музыкального руководителя Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Полвека Зубин Мета проработал в Израильском филармоническом оркестре, и в октябре 2019 года стал почётным музыкальным руководителем этого коллектива. С 1978 года и на протяжении 13 лет маэстро был музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра. С 1985 по 2017 год он – главный дирижер оркестра “Maggio Musicale Fiorentino” во Флоренции.

В качестве оперного дирижера Зубин Мета дебютировал в Монреале в 1963 году, c тех пор он дирижировал в Нью-Йоркской Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, миланском «Ла Скала», оперных театрах Чикаго и Флоренции, а также на Зальцбургском фестивале. С 1998 по 2006 год дирижер был музыкальным руководителем Баварской государственной оперы в Мюнхене.

Ещё пара фотографий из архива филамонии

З.Мета дирижирует в БЗФ
З.Мета дирижирует в БЗФ
Зал БЗФ переполнен - за дирижёрским пультом З.Мета
Зал БЗФ переполнен - за дирижёрским пультом З.Мета

Вспоминая историю филармонических концертов, следует отметить, что вместе с хрущёвской оттепелью наступила золотая пора приглашений лучших зарубежных музыкантов - дирижёров, пианистов, певцов в Россию.

Последним вопросом на пресс-конференции был "что бы вы пожелали молодым дирижёрам?", на что маэстро ответил "лучше готовиться к первой репетиции".

Во время конйеренции
Во время конйеренции
Ожидая вопрос
Ожидая вопрос