Презентация пятитомного издания "Хроника культурного процесса Красноярского края. 1941-1945 гг.", подготовленного профессором Сибирского государственного института искусств имени Д. А. Хворостовского, заслуженным работником культуры РСФСР Геннадием Рукшей при поддержке государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Сибирского государственного института искусств, Гуманитарного института СФУ, государственного архива Красноярского края и Красноярского краевого краеведческого музея, прошла в краевой библиотеке.
"Красноярский рабочий" - рупор региона
Стоит подчеркнуть, что это далеко не первый опыт исследования, предпринятого Геннадием Рукшей. Так, некоторое время назад здесь же, в краевой библиотеке, он представлял интересный справочник, посвящённый красноярской культуре 1965-1967 годов, времени бурного развития края, времени, о котором активно извещал читателя "Красноярский рабочий".
Собственно говоря, многое в новой работе Геннадия Леонидовича, и он этого не скрывает, опять-таки построено на публикациях "Красноярского рабочего", который в годы Великой Отечественной войны был главным информационным рупором региона.
Каждый том издания содержит вступительную статью, хронику, приложения, где представлена информация о событиях культурной жизни, заметки о развитии учреждений культуры, деятельности отдельных представителей отрасли, репертуар театров, кинотеатров, клубов Красноярска.
- Для меня большая честь первым поздравить Геннадия Леонидовича Рукшу с выходом этого важного исследования,- отметил министр культуры региона Аркадий Зинов.- Я, как и многие руководители культуры края, считаю себя учеником Геннадия Леонидовича, который прошёл большой путь, как говорится, от солдата до генерала. Более полувека культурные процессы нашего края проходили при его непосредственном участии. Тем интереснее для Геннадия Леонидовича заглянуть, что было до его прихода, как жила тогда культура нашего большого региона. Многое из того, о чём мы сегодня здесь услышали, я узнал раньше, поскольку общался поздними вечерами с Геннадием Леонидовичем по телефону, а он восторженно рассказывал мне о своих находках.
Для участников презентации была оформлена выставка "Культурный фронт Красноярского края", которая познакомила с изданиями, посвящёнными жизни региона в годы Великой Отечественной войны, газетами, журналами, книгами, которые издавались в этот период, а также афишами, плакатами, фотографиями, рукописями из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Для презентации была подготовлена выставка "Культурный фронт Красноярского края" с газетами, журналами, книгами, которые издавались в крае в годы войны, а также афишами, плакатами, фотографиями, рукописями из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Библиотека
Ведущая презентации, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Людмила Мезит передавала по ходу дела слово молодым сотрудникам краевой библиотеки.
Они рассказывали о том, как жил Красноярск в годы войны - о периодике тех лет, работе библиотек и музеев, театров и кинотеатров, концертной деятельности, творчестве писателей и художников. Во время выступлений на плазменных панелях демонстрировались фотографии, фрагменты страниц оцифрованных газет.
Предваряя выступления, Людмила Эдгаровна отметила:
- Как историк могу сказать, что это издание отличается от книг, посвящённых истории Красноярского края в годы Великой Отечественной войны. Во-первых, это источниковедческое исследование. Собранные материалы дают достаточно обширное представление о том, каким был культурный процесс в крае в те годы. Второе отличие в том, что процесс культуры здесь рассматривается в широком смысле, начиная от народного образования и заканчивая деятельностью небольших учреждений культуры.
Краевая библиотека, находясь в экстремальных условиях, организовывала передвижные книжно-иллюстративные выставки, работники её выезжали в сёла края с лекциями. Продолжалось обслуживание читателей, комплектование новой литературой, выписывались общесоюзные, краевые и районные периодические издания, не прекращалась работа по сохранности библиотечного фонда.
Библиотека перестроила свою работу соответственно задачам военного времени: был сокращён штат, отменены отпуска, помещения не отапливались. Многие сотрудники были призваны в армию и воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а оставшиеся по решению крайкома ВКП(б) "О привлечении населения к трудовой повинности" направлялись на предприятия, в колхозы, на лесозаготовки.
Несмотря на трудные условия работы, библиотека в годы войны не закрывалась ни на один день. Посещаемость её была на удивление высокой. Жёсткая дисциплина военного времени не допускала и минутных опозданий на работу.
О напряжённости работы тех лет можно судить по таким цифрам: в 1943 году в библиотеку записались 3 297 читателей, книговыдача составила 32 371 единицу хранения, посетили библиотеку 43 843 человека. В последний год войны в библиотеке количество читателей возросло, их стало 5 960.
Библиотека обслуживала призывные пункты, госпитали, создавала для санитарных поездов небольшие передвижки, оказывала помощь подшефной воинской части. В один только санитарный поезд N 155 сотрудники её передали более 230 книг, различные лозунги и плакаты. Библиотечки, состоявшие из 120 и 210 книг, были подобраны для санитарных поездов N 66 и N 152. Для нескольких госпиталей города Красноярска была организована передвижная библиотечка, в которую включили свыше 500 изданий.
В 1945 году за ударную работу директор библиотеки Елена Ваховская была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", крайисполком объявил коллективу благодарность, а сотрудникам были вручены вещевые подарки.
Литература
На страницах "Красноярского рабочего" публиковались стихи Игнатия Рождественского, Льва Черноморцева, Казимира Лисовского. Писатель, певец сибирской природы Николай Устинович в 1944 году в конкурсе Детского государственного издательства на лучшую книгу для детей получил поощрительную премию.
Активно работал молодой прозаик Сергей Сартаков. В 1944 году в Красноярске было создано литературное объединение писателей края, а вскоре стал выходить литературно-художественный альманах "Енисей".
Многие талантливые красноярцы ушли на фронт. Судьбы их сложились по-разному. Поэты Георгий Суворов и Борис Богатков пали смертью храбрых. Участие в войне оказало огромное влияние на творческий путь Виктора Астафьева и Анатолия Чмыхало.
В 1942 году сказительница из села Емельянова Екатерина Чичаева создала плач по Тане - Зое Космодемьянской - "Не забыть нам веки-повеки". Это сочинение в 16 страниц тиражом в 2 000 экземпляров выпустило Красноярское книжное издательство. В 1944 году вышло переиздание этого сказа.
Кинопрокат
Казалось бы, всё для фронта, всё для Победы, и ни о чём больше речь не может идти, однако это не так. Просматривая газету "Красноярский рабочий" за 1941-1945 годы, убеждаешься, что в годы войны в Красноярске и крае не прекращалась активная, насыщенная культурная жизнь.
В краевом центре к началу войны насчитывалось около восемнадцати культурных организаций. Среди них было шесть кинотеатров, таких как "Рот-Фронт", "Ударник", "Совкино", "Луч", "Октябрь", которые в начале сороковых показывали фильмы, снятые ещё в довоенный период.
Кинокартины демонстрировали в Домах культуры и клубах - Доме Красной Армии, клубах имени Дзержинского, Карла Либкнехта, паровозоремонтного завода, других организаций и предприятий. А в летнее время по ночам - даже на открытой местности, на площади Революции.
Какие же фильмы показывали в городе во время Великой Отечественной? После её объявления, по инерции,- довоенные комедии, но очень скоро их заменили на картины патриотической направленности "Великий гражданин", "Груня Корнакова", "Парень из тайги", "Она защищает Родину".
Уже в сентябре 1941 года на экранах появились первые "Боевые киносборники", состоявшие из нескольких короткометражных картин, а также кинохроника. В частности, в марте 1942 года на красноярских экранах был показан отмеченный американской премией "Оскар" советский документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой".
После коренного перелома в Великой Отечественной войне, когда активизировались переговоры с Великобританией и США об открытии второго фронта, на экранах кинотеатров и клубов появилось зарубежное кино. Одним из первых таких фильмов стал американский - "В старом Чикаго".
В каждом кинотеатре в день было по несколько сеансов. Причём в газете писали, что обычно свободных билетов не было, и на некоторые фильмы занимали очередь за несколько часов вперёд. Людей привлекало в кинотеатры и то, что до начала вечерних сеансов в фойе обычно играл оркестр и проводились танцы.
Причём вышло особое постановление, согласно которому несовершеннолетние допускались в зал в будние дни на любой сеанс только в сопровождении родителей - для них двери свободно открывались лишь в выходные.
Театры
В городе к началу войны работали три театра: городской, музыкальной комедии, драматический имени А. С. Пушкина. Стоит подчеркнуть, что в некоторых ДК, как, скажем, в нынешнем гарнизонном Доме офицеров, существовали театральные студии.
После начала военных действий красноярские театры, несмотря на то, что многие известные актёры, такие как Василий Кульзбеков, Николай Прозоров, ушли на фронт, не останавливали своей работы. Так, 24 июня 1941 года в театре имени А. С. Пушкина давали премьеру музыкальной комедии "Цыганская любовь".
В репертуар театров входили как старые классические композиции - "Евгений Онегин", "Эсмеральда", "Царская невеста", "Женитьба Фигаро", "Три мушкетёра", так и новые постановки: "Свадьба в Малиновке", "Холопка", "Любовь Яровая", "Запорожец за Дунаем". В 1943 году краевой драмтеатр имени А. С. Пушкина ознаменовал 25-летие Красной армии премьерой пьесы Александра Корнейчука "Фронт".
В Красноярский край были эвакуированы Днепропетровский оперный театр, Одесский театр оперы и балета. Они давали спектакли и концерты на заводах, в госпиталях и на сцене городского театра. Вырученные средства артисты передавали на нужды фронта - в фонд обороны страны. Благодаря им в Красноярске в 1944 году был создан объединённый театр музыкальной комедии, просуществовавший до 1949 года.
В начале 1942-го в Красноярске выступал эвакуированный Московский государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. Проездом были агитбригада Николая Черкасова, ансамбль Исаака Дунаевского, джаз-оркестр Эдди Рознера. Здесь можно было услышать музыку прославленного джазового коллектива Леонида Утёсова.
Парк, цирк и... Новый год
В городе продолжал работать парк культуры и отдыха имени Горького. Вход стоил 20 копеек, билет в кино - 35, а килограммовая булка хлеба, для сравнения,- 17 копеек.
Несмотря на довольно большую плату, люди тем не менее активно посещали различные мероприятия. Парк был излюбленным местом отдыха, в нём царили чистота и порядок, газоны были обнесены заборчиками, по вечерам играл духовой оркестр.
В "Зелёном театре", который уже в шестидесятые - семидесятые годы застал совсем юный автор этих строк, давали представления, с гастролями приезжал украинский государственный театр ансамбля песни и пляски имени Леонтовича, показывали фильмы на открытых площадках, действовали аттракционы, проводились большие гулянья и даже работала школа современных танцев.
Большой популярностью у красноярцев пользовался городской цирк "Шапито", который разбивали летом на Красной площади. На его представления было трудно достать билеты. Ажиотаж вызывали выступления знаменитого гипнотизёра Вольфа Мессинга с программой "Психологические опыты".
Регулярно в учреждениях культуры читались лекции на различные темы. Причём далеко не всегда на военные. Скажем, с докладом на тему "Теория относительности" выступил знаменитый учёный Леонид Киренский.
Не забывали горожане и про новогодний праздник. Администрация города ставила на площади ёлку, ответственность за украшение которой самодельными игрушками возлагалась на школьников и студентов. Для детей на время новогодних каникул в краевом театре кукол проводили ежедневные спектакли.
На улицах устраивали катание на ледяных горках, на лошадях. В городском парке зимой работал каток. Здесь проводились массовые игры и хороводы около ёлки с музыкальным сопровождением духового оркестра. В учебных заведениях организовывали костюмированные балы и различные развлечения. В конце декабря 1942 года Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина устроил для жителей большой новогодний бал.
"В ночь под Новый год в помещении театра им. А. С. Пушкина в 11 часов 45 минут откроется новогодний бал,- писал "Красноярский рабочий" 26 декабря 1942 года.- Весь сбор поступит в Фонд обороны".
Вечером 31 декабря в театре шёл спектакль "Запорожец за Дунаем". На балу играли два оркестра, были танцы. Билет мог купить любой желающий, вход на праздник стоил 25 рублей.
За годы войны на театральной сцене можно было увидеть не только патриотические спектакли на военную тему, но и классические постановки - "Парень из нашего города", "Коварство и любовь", "Синий платочек", "Евгений Онегин", "Враги", "Зыковы", "Дядя Ваня" Чехова, "Укрощение строптивой". В сезоне 1943-1944 годов был популярен спектакль по пьесе участника обороны Сталинграда Ю. Чепурина "Сталинградцы".
В 1945 году Або Волгин создал театральную студию, в которой учился актёрскому мастерству Иннокентий Смоктуновский.
6 ноября 1941 года в здании столовой для заключённых открылся Норильский драматический театр. Первым спектаклем стала комедия "Хозяйка гостиницы". В коллективе тогда было 13 человек. Своего здания, костюмерной, реквизита не было. Труппа состояла из артистов расформированного Ачинского театра, а также из тех, кто не был мобилизован в армию. В репертуаре театра была как русская классика, так и зарубежная, а также пьесы советских драматургов.
Новый, 1945 год Норильский Заполярный театр драмы встречал первым за военное время балом-маскарадом. На афише были слова, полные надежды на долгожданную победу: "Карнавал масок, джаз-оркестр, ёлка, лотерея счастья и моментальная фотография... танцы до 6 часов утра..."
Канский театр, как и другие, не закрывался в годы Великой Отечественной войны. Некоторые его актёры и работники ушли на фронт, но в Канск был эвакуирован Грозненский драмтеатр, который до 1943 года находился в Красноярском крае.
Окна ТАСС
Антифашистская сатира была популярным жанром и на сцене, и в печати, и в плакатах, и в "Окнах ТАСС". Этот заказ отлично выполняли красноярские художники.
Они проводили стационарные и передвижные выставки живописных и графических работ, сатирических плакатов, оформляли наглядной агитацией тыловые и фронтовые агитпоезда, выезжавшие с подарками для бойцов Красной армии. Из Красноярска такие агитпоезда выезжали семь раз на Калининский, Центральный и Карело-Финский фронты.
С одним из таких агитпоездов побывал на фронте поэт Лев Черноморцев. Он вернулся в полушубке, подаренном ему красноармейцами, гордился им и всем показывал на встречах в Красноярске. Об этом вспоминала ветеран "Красноярского рабочего" Зоя Семигук, работавшая во время войны в книжном издательстве.
По её словам, издательство организовало выпуск брошюр "Красноярцы - герои Отечественной войны". Первая была посвящена Герою Советского Союза, бесстрашному лётчику, комсомольцу из Ирбея Николаю Тотмину. О Герое Советского Союза эвенке Иннокентии Увачане создал цикл стихов поэт Казимир Лисовский.
...В заключение презентации Геннадий Леонидович Рукша поблагодарил собравшихся за интерес к изданию и сказал:
- Я думаю, что сообщество, которое работало вместе над этой книгой,- библиотека, архив, музей, университеты,- показывает значимость цели. Через событийный ряд тех лет можно увидеть много нового, о чём трудно и предположить. Например, я не предполагал, пока не началась эта трёхлетняя работа, что в те страшные годы были танцы, что люди после тяжёлой работы всё равно шли в клуб. Культура была и остаётся необходимым компонентом развития общества. В представленной работе нет аналитики. Это хроника, набор документов. Каждый может дописать и додумать. Но здесь есть точная убеждённость в важности вида деятельности, который называется "культура".
Сергей ПАВЛЕНКО.
Фото автора.