Чуйский тракт
- С чего все начиналось?
- С крепостей…
Возникновение русско-алтайских торговых связей имеет исторические корни. Они устанавливались в ходе закономерного исторического развития как экономическая необходимость.
«…Начало русско-алтайских связей относится к первой половине 17 века. Этому способствовало строительство Сибирской, Омской, Усть-Каменогорской, Семипалатинской, Бухтарминской, Кузнецкой и Колыванской крепостей, составивших единую южно-сибирскую укрепленную линию, которая включала в себя более 120 крепостей, форпостов, редутов, сторожевых постов.
Особенно большое значение имели основание в 1709 году Бикатунской крепости и строительство заводов на Алтае, что вызвало значительный приток русского населения. Исключительно важную роль в развитии торговых связей сыграло образование первых русских сел: Кислухи, Бобровки, Санникова, Верх-Катунска, Сросток, Тарханского (современная Быстрянка), Алтайска, Карагужа и других.
Уже к 1825 году за Бийской казачьей линией насчитывалось 54 русских селения. Из таких сел в первой четверти 19 века образуется Алтайская волость. С этого времени усиливается связь насельников и коренных жителей. В обмен на скот, пушнину и кедровый орех алтайцы получают жизненно необходимые товары, производить которые они не могли в условиях полукочевого и кочевого хозяйства: зерно, сукно, различные ткани, изделия из железа, предметы для охоты.
По мере освоения русскими сибирских и алтайских земель складываются более благоприятные условия для быстрого развития и продвижения русской торговли на новые рубежи. Алтайский рынок все больше втягивается во всероссийский. Если в начальной стадии своего возникновения русско-алтайская торговля носила исключительно локальный, «степной» характер, которой занимались в основном казаки южно-сибирских укрепленной линии и чины царской администрации, то начиная, с конца 18 века радиус ее действия расширяется, охватывая все новые районы предгорья.
В 19 веке дальнейшее развитие торговых связей русских и алтайцев идет путем выделения хозяйствами переселенцев и посадских людей части своих продуктов и изделий на продажу. Наиболее предприимчивые крестьяне и некоторые мещане становятся скупщиками. Впоследствии из них, а также за счет притока торговцев из других городов Сибири, складывается класс алтайских купцов.
Большое распространение получает конная развозная и ярмарочная торговля. Купцы как сами, так и через своих приказчиков, доставляют товары не только на близкие, но и на отдаленные стоянки. И если вначале они посещают стойбища алтайцев только наездами, то исключительная выгодность торговли заставляет их строить в горах склады и заимки для хранения своих товаров и содержания купленного скота.
Первым торговым пунктом в горах Алтая явилась заимка Шебалино, получившая такое название по фамилии купца Шебалина, имевшего здесь свои склады. Вслед за этой заимкой торговые точки возникают в Топучей, Теньге и Онгудае.
К началу семидесятых годов 19 века весь Горный Алтай был втянут в орбиту малых и больших торговых операций.
Торговля здесь с самого начала носила ростовщический, принудительно-кредитный и меновый характер, который сохранялся довольно длительное время. Ради наживы купцы шли на любой обман и мошенничество. Были нередки случаи, когда, например, топор, отданный купцом в долг, вырастал под процентами до стоимости десятка голов скота.
Торговые сделки сводились к высасыванию сырьевых ресурсов из алтайских хозяйств, что тормозило развитие производительных сил.
С другой стороны, растущий торговый товарооборот, все больше расширяя сферу влияния и втягивая алтайские хозяйства в товарно-денежные отношения, способствовал более быстрому общественному разделению труда и развитию элементов капитализма.
В усилении русско-алтайских торговых связей большую роль сыграл Чуйский торговый путь (горная тропа), освоение которого началось в результате добровольного вхождения южных алтайцев в 1756 году в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются, начиная с 1788 года, когда купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи (имеется в виду район современного с. Курая).
В связи с усилением проникновения русского капитала в Горный Алтай и ростом притока переселенцев интерес к этой дороге возрастает, особенно во второй половине 19 века.
На Чуйском направлении торговые связи русских купцов с алтайцами развивались сравнительно быстрыми темпами. Началом торговли в горной части тракта, как об этом свидетельствуют русские письменные источники, послужили поездки купцов к теленгитам. Которые назывались тогда двоеданцами в связи с тем, что одновременно платили ясак русскому царю и дань китайскому императору.
Русские торговцы сначала ездили только до горы Красной. Здесь они ставили свои палатки. Приезжающие двоеданцы покупали у них товары, и в свою очередь, сами продавали их в монгольских стойбищах. Однако посредническая торговля теленгитов, дававшая им огромные доходы, длилась недолго, поскольку русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь. Первыми купцами, достигшими верховьев Чуи, были братья Хабаровы и Токаревы.
К началу 40-х годов 19 века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где они построили амбары для хранения товаров и избушку, в которой останавливались, когда приезжали на несколько дней сюда и открывали торговлю. Отсюда они стали ездить по Чуйской степи и по окрестным стоянкам теленгитов, позднее – казахов…»
Чуйский тракт. Д. И. Табаев, 1975 г.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.