Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Несоветский" советский детектив: "Детективное агентство Мун и Дейли" Анатоля Имерманиса

Детективный жанр в Советском Союзе, как и во всем мире, пользовался большим спросом и любовью читателей. От Эдгара По, Конан Дойля и Агаты Кристи до братьев Вайнеров и Аркадия Адамова — все активно издавалось изрядными тиражами и на полках книжных магазинов не залеживалось. Одним словом, советского читателя новым детективом было не удивить. И тем не менее один цикл детективных романов Анатоля Имерманиса заслуживает того, чтобы выделить его из общей массы советских детективов. Дело в том, действие всех пяти книг этого цикла разворачивается не в привычных советских реалиях, но исключительно за «железным занавесом». Собственно, условное название серии говорит само за себя: «Детективное агентство Мун и Дейли». Главные герои - соответственно частные детективы, расследующие всяческие запутанные преступления. В первом романе цикла «Спутник бросает тень» герои еще работают полицейскими, которых в итоге за излишнюю честность и принципиальность увольняют, после чего они и открывают частное дет

Детективный жанр в Советском Союзе, как и во всем мире, пользовался большим спросом и любовью читателей. От Эдгара По, Конан Дойля и Агаты Кристи до братьев Вайнеров и Аркадия Адамова — все активно издавалось изрядными тиражами и на полках книжных магазинов не залеживалось.

Одним словом, советского читателя новым детективом было не удивить. И тем не менее один цикл детективных романов Анатоля Имерманиса заслуживает того, чтобы выделить его из общей массы советских детективов.

Дело в том, действие всех пяти книг этого цикла разворачивается не в привычных советских реалиях, но исключительно за «железным занавесом». Собственно, условное название серии говорит само за себя: «Детективное агентство Мун и Дейли». Главные герои - соответственно частные детективы, расследующие всяческие запутанные преступления. В первом романе цикла «Спутник бросает тень» герои еще работают полицейскими, которых в итоге за излишнюю честность и принципиальность увольняют, после чего они и открывают частное детективное агентство (увы, мне не удалось раздобыть текст первого романа, поэтому просто пересказываю аннотацию).

А вот второй роман, «Самолеты падают в океан», я только что прочитал, и могу с чистой совестью сказать: отлично написано! Мне попадались в сети рецензии, в которых автора критикуют за излишнюю политизированность, дескать это не столько детектив, сколько политический памфлет, вскрывающий язвы капитализма и прочее… Ну, знаете, если с этим согласиться, то тогда нам надо назвать политическими памфлетами заодно и романы Рэймонда Чендлера, Дэшиела Хэммета и многих других британских и американских авторов, ведь они топчутся на этих язвах куда активнее Имерманиса…

-2

Кстати, о Чэндлере. Он ведь мне вспомнился недаром. Конечно, «Муна и Дейлии» не назовешь подлинным нуарным детективом, но параллелей много — тут вам и цинизм главных героев, и черный юмор, и даже роковые женщины присутствуют. Юмора, между прочим, довольно много и очень хорошего, а колониальный британский чиновник в Сингапуре словно со страниц Пелема Вудхауса сошел, а уж «прорицательница» Минерва Зингер, «находящаяся в телепатическом контакте с инопланетной сущностью Пульсомонидой» - совершенная прелесть.

Еще один интересный момент. Люди моего возраста и старше наверняка помнят с успехом прошедший в советском прокате итальянский остросюжетный фильм «Спасите «Конкорд»», сюжет которого разворачивается вокруг серии терактов в этих самолетах, подстроенных конкурентами. Так вот, основа завязка романа «Самолеты падают в океан» до боли напоминает киношную — конкуренция двух авиастроительных концернов, самолеты одного терпят катастрофу за катастрофу, и начинаются взаимные обвинения. Вот только роман впервые был опубликован в 1968-м году, а премьера фильма состоялась в 1979-м… Я не нашел в сети никаких упоминаний ни о вопросах о плагиате, ни о приобретении прав на экранизацию (да и то сказать, в романе в итоге все оказывается одновременно и сложнее, проще, чем в фильме, но не стану спойлерить — детектив все-таки). Так и хочется воскликнуть: «Совпадение? Не думаю!»

-3

Главное — детектив отличный, уровнем ничуть не хуже среднечейзовского (как по мне — так даже лучше, поскольку советская цензура исключала появление в печати скабрезных сцен, что, как мне кажется, хорошей книге всегда только на пользу). Я сначала хотел написать обозрение по всему циклу, но в итоге решил сделать серию отзывов, по одному на каждую прочитанную книгу, с первым из которых вы только что ознакомились.

Кстати, если кто-то знает о других таких детективах советской эпохи, пишите в комментариях. Попробую найти и прочитать (про «Майора Велл Эндъю» и «Пять президентов» Багряка я в курсе).

Так что следите за каналом — будет интересно!

Еще о творчестве Имерманиса на канале: