Вот так, идешь по обычной улице и натыкаешься на старинный каменный дом допетровского времени. И это не музей, не отреставрированная распиаренная и облюбованная экскурсоводами точка на карте Москвы. Оказывается, это дом дьяка. А еще адрес литературных талантов.
Опальный дьяк
Эти жилые палаты в конце XVII века выстроил дьяк Адриан Ратманов. Вокруг дома - несколько хозпостроек и чудесный сад. Дьяк получал свое жалованье за достаточно непопулярную у народа работу. Он был сборщиком налогов в Сибири, а заодно переписывал население, годное к воинской службе.
Деньги ему платили сразу за год вперед, поэтому он достаточно быстро построил себе 2 имения. Одно из них, в нынешнем Большом Козловском переулке, 13/17. Мы на него наткнулись случайно, гуляя недалеко от метро Красные ворота.
В свои лучшие времена это было прямоугольное двухэтажное здание в стиле московского барокко. Соответственно стилю, в палаты вели две крутые лестницы. Остроугольная крыша на высоком крыльце покоилась на двухъярусных, как будто заплывших жиром, колоннах. Достаточно строгий фасад дома смотрел на переулок арочными окнами, украшенными изящными наличниками и фронтонами.
На таком крыльце вполне могла бы стоять столбовая дворянка из «Золотой рыбки».
Однако, имения ждала необычная судьба. Дьяк Ратманов умирает в 1706 году. А спустя 16 лет в его службе вдруг находят факты злоупотребления. И дом давно усопшего дьяка «отписывают на государя». Такая вот «прихватизация».
Современный князь
Спустя годы, дом покупает князь Козловский. Следуя современным веяниям конца XVIII века, новый владелец решает убрать сводчатые потолки второго этажа, надстраивает антресоли. Снаружи убирает все, что напоминало бы старорусский стиль.
Теперь все по моде: вместо палат появляется классический городской особняк.
Литературный адрес
В 1800 году дом переходит в собственность четы Сухово-Кобылиных. Глава семейства, полковник Василий Александрович, был потомком боярина самого Ивана Калиты. В войне с Наполеоном героически проявил себя. Март 1814 года он встретил в побежденном Париже.
Славное боевое прошлое хозяина дома, однако, не повлияло на выбор профессий его детьми. Адрес его дома стал литературным адресом Москвы. Сразу двое детей четы Сухово-Кобылиных и внук получили известность в мире литературы.
Сын, Александр Васильевич, стал философом и драматургом. Его «Свадьба Кречинского» долгое время была самым репертуарным спектаклем Городского театра.
Дочь, Елизавета Васильевна, получила прекрасное образование. Ее учителями были преподаватели и профессора Московского университета. Неудачное замужество и высылка мужа из России, вынудили Елизавету Салиас-де-Турнемир (по мужу) самой заниматься своим будущим и обеспечивать троих детей.
Она организует в отцовском доме литературный салон, который очень быстро становится самым популярным в Москве. А потом и сама начинает писать, под псевдонимом Евгения Тур.
Тургенев писал о ней Полине Виардо:
"Она остроумна, добра, искренна… Она не молода, не хороша собой, но располагает к себе, так как с нею сразу чувствуешь себя непринужденно. Это, как Вы знаете, очень хороший признак; а к тому же у нее и вправду настоящий талант”.
Удивительно, насколько ярко зазвучал писательский талант в сыне Елизаветы. Евгений Салиас-де-Турнемир в XIX веке стал едва ли не самым читаемым автором в России. Его стиль – исторический роман. Еще при жизни автора его сочинения насчитывали 33 тома! Евгения называли «русский Дюма», причем не только в России. Европа тоже зачитывалась его романами и повестями.
Однако, аполитичность Евгения Салиас-де-Турнемир сыграла с ним злую шутку. Наступил 1917 год, и новая власть вычеркнула писателя Евгения Алексеевича Салиас из публикуемых и рекомендуемых к прочтению.
Если бы не реставратор…
О том, что находится за переделанными стенами, не догадывались вплоть до 1960-ых годов. Только благодаря реставратору Д.П. Василевской, под слоем штукатурки и были обнаружены сводчатые палаты конца XVII века.
И вот, перед нами восстановленные фасады, возвращенное крыльцо-рундук, воссозданная внутренняя анфиладная планировка. В планах реставраторов возвращение интерьеру исторического облика.
В XX веке особняк был и общежитием, и библиотекой. Сейчас дом сдан в аренду Тульской молодежной военно-патриотической спортивной общественной организации. Чисто внешне – всё ухожено. Надеюсь, внутри к палатам такое же бережное отношение.
Палаты дьяка Ратманова – объект культурного наследия федерального значения.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:
* 9 неочевидных фактов об известном памятнике – символе Москвы
* Русский Нотр-Дам: почему его уничтожили и можно ли восстановить
* Есенин и его женщины: за что они любили его, почему страдали и чем жертвовали. Нейросеть - видео с ожившими через нейросеть портретами
Понравилось - ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Вам не сложно, а мне приятно.
Если информация оказалась полезной - делитесь ей в соцсетях и мессенджерах.
Хотите увидеть новый материал первыми - подпишитесь на наш канал.