Что же в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ происходит на литургии?
Как-то на встрече с Блюмом (с лондонским митрополитом Антонием) советские семинаристы допытывались у него: когда именно, в КАКОЙ МОМЕНТ Евхаристии происходит АКТ пресуществления Святых Даров. То есть, их уже приучили к мысли о существовании литургического МАГИЗМА: поп произносит НУЖНЫЕ слова, даже не особо вникая в их смысл, и –«Чудо – в студию!»: «брюки превращаются…, превращаются…, превра…» - ну, вы помните. И они только хотели выяснить и уяснить для себя, в КАКОЙ же именно момент происходит это чудесное превращение вина и хлеба в Истинные Тело и Кровь Христа.
Владыка, как всегда и во всем, был оригинален: не на словах «сие есть Тело… Кровь… Твоя от Твоих…», как считают греки, и не в нашей редакции «И Сотвори…» - но ГДЕ-ТО посредине.
А теперь – ВНИМАНИЕ!
МОЙ ответ: НИКОГДА;
Никакого ПРЕВРАЩЕНИЯ одного в другое ВООБЩЕ не происходит. Происходит ДРУГОЕ, куда более важное и радостное для нас: «Ибо приблизилось к вам Царствие Небесное». Сам Иисус приходит к собранным во Имя Его и становится посреди нас – когда? Да ВСЕГДА, как только собрались вместе РАДИ Него. И находясь посреди нас не как «возлежащий, но как служащий» нам, Он Сам по молитве нашей, по мольбе к нему о даровании нам Себя, подает ВСЕМ – и КАЖДОМУ – Святые Тайны по ВЕРЕ в Него под видом хлеба и вина, природа которых НИЧУТЬ не изменилась, да не обольщаетесь: НИЧЕГО кроме хлебной крошки, смоченной в вине не найдет для себя в Чаше тот, кто не верит в Господа Нашего Иисуса, Сына Божия. Зато верующий, приняв «Залог сей», вместе с омоченным в вине кусочком хлеба воспримет в себя и в себе вместит то Царствие Небесное, которое воистину приблизилось ко всем нам, и приняло нас в Себя, заключив Себя в нас.