Найти тему
Иван Поспехов

О новой комплексной транспортной схеме Йошкар-Олы

Транспортная схема ООО "Дорнадзор".
Транспортная схема ООО "Дорнадзор".

Данное заключение опубликовано в целях объективной и научной критики научной исследовательской работы «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола»» ООО "Дорнадзор". Все выводы автора являются предложениями, основанными на историческом анализе транспортных схем г. Йошкар-Олы, а также на постоянном личном опыте передвижения на общественном транспорте. Цель данной работы - создать комплексную транспортную схему маршрутов городского пассажирского транспорта г. Йошкар-Олы на основе согласования как можно большего количества мнений жителей города. В связи с этим, прошу данную работу комментировать и конструктивно критиковать. Говорите, как бы Вы хотели, чтобы ходили маршруты транспорта. Возможно, какого-то маршрута не хватает.

При этом, мы все должны понимать, что транспортная схема г. Йошкар-Олы будет изменена в любом случае, т.к. это предусматривают действующие нормативные правовые акты. Этой работой я хочу, чтобы новая схема учитывала интересы жителей города Йошкар-Олы и прилегающих населённых пунктов. Предлагайте, обосновывайте, комментируйте! Помните, что наша сила - в объединении!

23.12.21 в Правительстве Республики Марий Эл ООО «Дорнадзор» (далее – подрядчик) презентовало научную исследовательскую работу «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола»». Она предусматривает отмену всех существующих муниципальных маршрутов на территории Йошкар-Олы (восьми троллейбусных и двенадцати автобусных) и организацию новой маршрутной сети.

Данная научно-исследовательская работа, осуществлённая ООО "Дорнадзор", сделана абсолютно без учёта специфики ГО «Город Йошкар-Ола». Предлагаемые работой маршруты городского пассажирского транспорта не будут способствовать достижению целей, установленных Постановлением Правительства Республики Марий Эл №319 от 17.08.21, а, наоборот, лишь усугубят проблемы общественного транспорта г. Йошкар-Олы и близлежащих населённых пунктов, приведут к полному транспортному коллапсу в г. Йошкар-Оле и значительному росту социально-негативных рисков. В ходе детального анализа научно-исследовательской работы у автора заключения сложилось мнение, что её авторы вообще в г. Йошкар-Оле ни разу не были, фактическое исследование пассажиропотока, анкетирование жителей г. Йошкар-Олы не проводили. Создаётся впечатление, что троллейбусные маршруты составлены таким образом, чтобы быть максимально неудобными пассажирам и приводить к возрастанию автомобилизации г. Йошкар-Олы, что при существующей пропускной способности улично-дорожной сети приведёт к полному блокированию автомобильного движения в столице Республики Марий Эл.

Положения вышеозначенной схемы не только не отражают сложившиеся исторически транспортные потоки, но и прямо противоречат поставленным целям и публичным высказываниям высших должностных лиц Республики Марий Эл, что нанесёт серьёзный репутационный ущерб органам исполнительной власти Республики Марий Эл и повлечёт за собой неприемлемые социально-негативные риски.

Законом Республики Марий Эл от 02.11.20 №47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола»» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл» впервые с 1991 г. было возвращено единое государственное регулирование маршрутов городского пассажирского транспорта в г. Йошкар-Оле. В связи с этим, для оценки научной исследовательской работы «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола»» нами было проанализировано состояние городского пассажирского транспорта г. Йошкар-Олы на 01.11.91 (последняя схема движения, организованная при едином государственном регулировании) и на 24.01.22.

Новая схема движения предусматривает ежедневный выпуск в будние дни 87 троллейбусов модели ЗиУ-682 и 90 автобусов ПАЗ-3204 и 3 микроавтобусов ГАЗ-32213. Итого, город Йошкар-Ола будет обеспечен
15 684 пассажироместами в будние дни, что составляет 0,05 пассажироместа на одного жителя г. Йошкар-Олы (см.
Приложение №4).

Количество пассажиромест по данной схеме уменьшается не только по сравнению с показателями 1991 г., но и по сравнению с текущими показателями, что является недопустимым и вызовет резкое обострение общественного недовольства в г. Йошкар-Оле.

Город Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл, национальной финно-угорской республики в самом центре РФ. Основан в 1584 г. Население ГО «Город Йошкар-Ола» по состоянию на 01.01.21 – 286 876 чел. Находится на 75 месте в Российской Федерации по числу жителей. В 2021 году средняя номинальная начисленная зарплата составила 33 438 руб. По уровню доходов населения город занимает 85 место в РФ. В последние годы в г. Йошкар-Оле активно развивается внутрироссийский туризм.

Фото А.А. Сидоренко, 01.05.89.
Фото А.А. Сидоренко, 01.05.89.

Автобусное движение было открыто в г. Йошкар-Оле в 1937 г. По состоянию на 1991 г. на 15 маршрутов ежедневно выходило 142 автобуса модели ЛиАЗ-677 (анализ маршрутов предоставлен в приложении №1). В 2014 г. ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки» было ликвидировано, автобусное движение в г. Йошкар-Оле было остановлено.

Фото 1988 г. из личной коллекции автора статьи. Автор неизвестен
Фото 1988 г. из личной коллекции автора статьи. Автор неизвестен

Троллейбусное движение было открыто в г. Йошкар-Оле в 1970 г. По состоянию на 1991 г. на 10 маршрутов ежедневно выходило 141 троллейбус модели ЗиУ-682 (анализ маршрутов представлен в приложении №1). На сегодняшний день протяжённость контактной сети троллейбусного транспорта составляет 112,9 км, из которых эффективно используется 85%, ежедневно на маршруты выходит 87 троллейбусов. Троллейбусное движение в г. Йошкар-Оле осуществляется МП «ТТ».

Фото Алексея Михайлова, 1987 г.
Фото Алексея Михайлова, 1987 г.

Маршрутные такси появились в г. Йошкар-Оле в 1977 г. По состоянию на 1991 г. на 3 маршрута ежедневно выходило 15 микроавтобусов модели РАФ-2203, являлись вспомогательным транспортом на наиболее загруженных автобусных маршрутах. В 2001 г. движение маршрутных такси было восстановлено частными перевозчиками вследствие коллапса ФГУП «Пассажирское автотранспортное предприятие №1», осуществлявшего в то время автобусные перевозки в г. Йошкар-Оле.

На сегодняшний день на территории г. Йошкар-Олы и близлежащих населённых пунктов имеется 30 маршрутов общественного транспорта: 20 автобусных частных перевозчиков - 12 муниципальных и 8 межмуниципальных; 10 троллейбусных – 8 муниципальных и 2 межмуниципальных, согласно приложению №2.

Всего, на территории г. Йошкар-Олы и близлежащих населённых пунктов на маршрутах общественного транспорта, согласно данным реестра, работает 534 транспортных средства: 351 автобус малого класса - 221 на муниципальных маршрутах и 130 на межмуниципальных маршрутах; 59 автобусов среднего класса – 5 на муниципальных маршрутах и 44 на межмуниципальных маршрутах; 124 троллейбуса – 104 на муниципальных маршрутах, 20 на межмуниципальных маршрутах. При этом, фактически, вместо 124 троллейбусов ежедневно на линию выходит 87.

Стоимость одной поездки на автобусе по состоянию на 24.01.22 составляет 25 рублей, на троллейбусе – 19 рублей. Цена месячного проездного билета на троллейбус – 1 000 руб.

По состоянию на 1991 г. городской пассажирский транспорт г. Йошкар-Олы располагал 33 245 пассажироместами ежедневно, что составляет 0,13 пассажиромест на одного жителя г. Йошкар-Олы в 1991 г. (см. приложение №1)

По состоянию на 24.01.22 городской пассажирский транспорт г. Йошкар-Олы располагает 18 565 пассажироместами, что составляет 0,06 пассажиромест на одного жителя г. Йошкар-Олы в 2021 г. Расчёты пассажиромест на 1 жителя приведены в приложении №2.

Фото В.Л. Перерезова, 2020 г.
Фото В.Л. Перерезова, 2020 г.

По состоянию на 24.01.22 основной проблемой является сокращение времени работы городского электротранспорта до 20-30 (заход в парк последних машин – до 22-00), в то время как в 2010 г. троллейбусы работали до 22-00 (заход в парк последних машин – после 00-00).

Кроме того, проблемой является сокращение выпуска троллейбусов на маршруты со 146 единиц в 2010 г., до 87 в 2022 г. На сегодняшний день МП «ТТ» может ежедневно выпускать 135 троллейбусов, однако не предпринимает каких-либо результативных действий для своевременного ремонта подвижного состава, увеличения регулярности движения, уменьшение времени ожидания троллейбуса.

При этом, именно отсутствие своевременного ремонта подвижного состава, отсутствие регулярности движения и запредельное время ожидания троллейбуса на остановке приводят к резкому снижению доходов МП «ТТ» и его постоянной необходимости в бюджетном софинансировании.

Руководство МП «ТТ» заявляет, что не имеет возможности набрать необходимое количество работников на должности водителей и кондукторов, однако никаких реальных действий для увеличения числа работников МП «ТТ» не предпринимается. Абсолютно не налажено взаимодействие МП «ТТ» с Департаментом труда и занятости населения Республики Марий Эл. Не предпринимается никаких действий для привлечения работников из сельской местности Республики Марий Эл, что возможно осуществить, выделив служебное жильё из муниципального фонда для водителей и кондукторов МП «ТТ», прибывших из депрессивных сельских населённых пунктов Республики Марий Эл. Не ведётся работа с Министерством образования и науки Республики Марий Эл в целях привлечения на работу в МП «ТТ» студентов средних специальных учебных заведений г. Йошкар-Олы.

Таким образом, МП «ТТ» имеет все необходимые ресурсы для ежедневного выпуска на линию 135 троллейбусов, однако не предпринимает результативных действий для увеличения выпуска подвижного состава.

МП «ТТ» на праве хозяйственного ведения имеет 146 троллейбусов, находящихся в муниципальной собственности.

Вопреки требованиям п. 1 ст. 295 ГК РФ МП «ТТ» не обеспечивает сохранность переданного ему муниципального имущества.

Так, из 146 имеющихся на маршруты ежедневно выходит только 87 троллейбусов, т.е. 60% от имеющегося подвижного состава. Анализ подвижного состава МП «ТТ» представлен в приложении №3.

Для справки, в январе 2010 г. на линию ежедневно выходило 146 троллейбусов из 157 имеющихся, т.е. 93%.

26 троллейбусов - №№ 129, 145, 159, 160, 210, 216, 236, 242, 246, 247, 252, 268, 270, 273, 274, 277, 306, 307, 308, 315, 316, 319, 320, 321, 322, 323, длительное время не эксплуатируются вследствие не проведения МП «ТТ» их своевременного ремонта. При этом, возможность ремонта данных троллейбусов имеется, однако не производится МП «ТТ» ввиду нехватки слесарей-ремонтников, электриков и иных специалистов рабочих специальностей.

При этом, в исправном состоянии находится 120 троллейбусов, 33 из которых не выходят на линию в связи с отсутствием водителей и кондукторов.

Необходимо отметить, что предлагаемый план мероприятий по оптимизации деятельности МП «ТТ» (приложение №7) не предусматривает обновления троллейбусного парка на период до 2026 г., т.к. приобретение нового подвижного состава, во-первых, накладывает существенную финансовую нагрузку на бюджеты Республики Марий Эл и ГО «Город Йошкар-Ола», во-вторых, не позволяет решить вопрос быстрого увеличения выпуска троллейбусов на линию и повышения количества пассажиромест на одного жителя г. Йошкар-Олы. Кроме того, данный план мероприятий позволит увеличить количество рабочих мест в г. Йошкар-Оле, увеличить налогооблагаемую базу за счёт роста доходов МП «ТТ», что даст значительный рост социального комфорта граждан при строгой реализации всех мероприятий данного плана в силу их системного эффекта. В случае реализации всех мероприятий вышеуказанного плана, с 2026 г. МП «ТТ» должно выйти на коммерческую самоокупаемость и приобрести возможность самостоятельно решать вопросы своей деятельности, в том числе - обновления подвижного состава, без привлечения бюджетного финансирования.

В марте 2010 г. МП «ТТ» сократило количество производимых капитальных ремонтов троллейбусов с 3 до 2 ежемесячно. В настоящее время капитальный ремонт троллейбусов МП «ТТ» не производит вообще.

Руководство МП «ТТ» планомерно с 2011 г. сокращает ремонтно-технический персонал, водителей и кондукторов при этом, сохраняя административно-управленческих работников.

Как следствие, увеличивается простой подвижного состава, снижается эффективность финансово-экономической деятельности МП «ТТ».

Предлагаемая ООО "Дорнадзор" научная исследовательская работа «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола»» никак не способствует решению вышеуказанных проблем, а, наоборот, лишь усугубляет их.

Кроме того, предложенные авторами данной работы маршруты городского пассажирского транспорта не выдерживают никакой критики. Анализ предложенных авторами работы маршрутов дан в приложении №4.

Мы предлагаем изменение предложенных ООО "Дорнадзор" маршрутов с целью реального повышения качества обслуживания населения ГО «Город Йошкар-Ола», повышения удовлетворённости населения качеством транспортного обслуживания, согласно приложению №5.

Помимо этого, для успешной реализации новой транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола» необходимо повышение эффективности деятельности МП «ТТ», а именно:

4.1. Проведение внешнего финансового и кадрового аудита МП «ТТ».

4.2. Проведение мероприятий по сокращению административно-управленческого персонала МП «ТТ», перевод бухгалтерии, юридической службы и т.п. на аутсорсинг.

4.3. Выделение около 310 миллионов рублей в виде долгосрочной кредитной линии или бюджетных субсидий МП «ТТ» сроком по 15.03.26 с погашением до 01.06.31 для проведения модернизации материально-технической базы, а именно, на совершенствование ремонтно-производственного предприятия МП «ТТ».

Данные средства необходимы для организации производства троллейбусов, на основе имеющихся, силами МП «ТТ». Это позволит г. Йошкар-Оле иметь комфортный и безопасный подвижной состав электротранспорта бессрочно в силу постоянного его обновления своими силами без привлечения бюджетных или заёмных средств.

Помимо этого, совершенствование и расширение ремонтно-производственного предприятия МП «ТТ» позволит создать дополнительно до 600 новых рабочих мест в МП «ТТ» за счёт увеличения числа инженеров, слесарей, водителей и кондукторов, увеличить налогооблагаемую базу предприятия.

4.4. Заключение соглашений между МП «ТТ» и Департаментом труда и занятости населения Республики Марий Эл, а также Министерством образования и науки Республики Марий Эл в целях привлечения на работу в МП «ТТ» на должности водителей и кондукторов безработных граждан, студентов ссузов г. Йошкар-Олы, а также жителей депрессивных сельских населённых пунктов Республики Марий Эл.

4.5. Организация диспетчеризации всех троллейбусов МП «ТТ», путём установки модулей ГЛОНАСС на все троллейбусы (146 единиц), контроль над актуальным отображением информации о прибытиях троллейбусов того или иного маршрута на информационных табло на остановочных пунктах.

4.6. Оснащение информационными табло всех троллейбусных остановок.

4.7. Оптимизация организации дорожного движения в ГО «Город Йошкар-Ола» путём проведения анализа пропускной способности улично-дорожной сети, устройства выделенных полос для общественного транспорта, совершенствования режима светофорных объектов.

Календарный план мероприятий по повышению эффективности деятельности МП «ТТ» представлен в Приложении №7.

Данный комплексный проект модернизации транспортной инфраструктуры городской агломерации г. Йошкар-Олы будет иметь эффект только при последовательном и полном исполнении всех его мероприятий в силу их системного эффекта. При отсутствии исполнения хотя бы одного из мероприятий успех проекта не гарантируется в связи с нарушением системных связей.

Приложение №1 - Перечень маршрутов городского пассажирского транспорта г. Йошкар-Олы по состоянию на 01.11.91

Приложение №2 - Маршруты общественного транспорта на территории г. Йошкар-Олы и прилегающих населённых пунктов по состоянию на 24.01.22

Приложение №3 - Анализ подвижного состава МП «ТТ» по состоянию на 24.01.22

Приложение №4 - Анализ маршрутов, предложенных ООО "Дорнадзор"

Приложение №5 - Предлагаемая комплексная транспортная схема

Приложение №6 - Первоначальный авторский проект комплексной транспортной схемы г. Йошкар-Олы

Приложение №7 - Календарный план мероприятий по повышению эффективности деятельности МП «ТТ»