С 18 по 31 января в России проходит ежегодная Неделя памяти жертв Холокоста, посвящённая самому массовому истреблению мирного населения по национальному признаку. До сих пор неизвестно точное количество евреев и крымчаков, погибших в Крыму во время гитлеровской оккупации. Историки располагают лишь приблизительными данными — около 40 тысяч человек.
Что мы знаем о Холокосте на полуострове? Насколько часто открываются новые подробности уничтожения мирного населения? Какие были особенности ликвидации евреев и крымчаков? Целесообразна ли граница между информацией такого плана «для всех» и «только для специалистов»? К примеру, стоит ли ограждать детей от тяжёлых эпизодов истории? Антисемитизм на современном этапе: как избежать повторения истории? Об этом шла речь на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», где с журналистами встретились член Общественной палаты РК, председатель Симферопольской еврейской национально-культурной автономии Григорий Рикман; историк, доктор философии в современной истории Оксфордского университета Михаил Кизилов; директор региональной общественной организации «Еврейский студенческий культурный центр «Гилель» Дина Либман; главный раввин Симферополя Йехезкель Лазар и журналист Наталья Дрёмова.
27 января (да и в течение всей недели) верующие евреи собираются в синагоге и молятся. Существует специальная молитва. Вспоминают и 10 традиционных заповедей, первые пять из которых посвящены взаимоотношениям человека и Бога, а вторая пятёрка — взаимоотношениям между людьми. Среди них и заповедь «Не убей», которую прекрасно знали и представители фашистской Германии, но почему-то решили, что к евреям она не имеет отношения.
В переводе с греческого слово «холокост» означает всесожжение. Правда, некоторые исследователи еврейского геноцида считают это понятие слишком узким, дескать, указывает на истребление людей в печах концлагерей, а ведь их уничтожали разными способами. Поэтому употребляется ещё и еврейский термин «Шоа», пишущийся с большой буквы и переводящийся на русский как «бедствие», «катастрофа». В этой катастрофе уничтожено около 6 миллионов евреев по всему миру. В Крыму процесс их истребления начался осенью-зимой 1941 года и проходил очень быстро — в отличие от Европы, где жертв вначале регистрировали, потом помещали в гетто, а впоследствии ликвидировали, что растягивалось по времени от года до трёх лет. На полуострове нацисты «уложились» к концу декабря — началу января. Возможно, причиной того стала специфика местности. Захватив полуостров, фашисты подсчитали количество свободных мест, где можно размещать солдат, произвели учёт запасов питания и пришли к выводу, что «лучшее» решение вопроса — уничтожение евреев без создания гетто и специальных лагерей. Убийственный цинизм, преступная бесчеловечность.
Масштабы Холокоста в Крыму поражают. Здесь в военное время проживало около 40 тысяч евреев-ашкеназов и крымчаков. К весне-лету 1944 года осталось лишь несколько десятков — либо с фальшивыми документами, либо те, кого не побоялись укрыть у себя соседи и знакомые. А это меньше одного процента. Даже в Европе выжили 5—10 процентов. Там в основном уничтожали идишеговорящих ашкеназов. В Крыму процесс был более сложным, поскольку еврейская община делилась на несколько частей. Помимо ашкеназов, здесь жили крымчаки, которые отличались внешне и традициями, а также несколько сотен горских евреев. Были и субботники — славяне, в XIX веке перешедшие в иудаизм. Они также из-за веры поплатились жизнью…
До сих пор нет единой большой монографии по истории крымского Холокоста. Только книга под названием «Ров», но она рассказывает лишь об одном трагическом месте — десятом километре Феодосийского шоссе у Симферополя. Специалисты считают: должно быть полноценное многотомное издание, освещающее события в Симферополе, Севастополе, Керчи, Бахчисарае... И хочется верить, что рано или поздно оно появится.
Светлана ЕФРЕМОВА
Фото Валентина ГУСЕВА