Наверное, в каждом городе имеется своё любимое знаковое здание, тесно связанное с местной историей, знаменитыми земляками и яркими событиями. В Орехово-Зуеве – это Зимний театр, основанный ещё в 1904 году меценатами Морозовыми.
Если быть более точным, то стоит сказать, что завершение семилетнего "долгостроя", мать легендарного Саввы Морозова Мария Фёдоровна Морозова приблизила: незадолго до своей кончины выделила на отделку здания Зимнего театра двести тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. На мой взгляд, это была ее "лебединая песня" в память о сыне, о бедном Саввушке. Вклад в будущий "Зимний" сделал и младший сын Морозовой, тоже известный меценат Сергей Тимофеевич, впоследствии умерший в эмиграции в Париже, в годы Второй мировой.
Для меня "Зимний" - это чудесные воспоминания детства и отрочества: новогодние театрализованные представления, спектакли, по которым потом писались школьные сочинения, ежегодные Дни поэзии. В советские 1980-е я занимался в ТЮЗе и во взрослой труппе прославленного народного театра на базе "Зимнего", а ещё – был одним из ведущих первого в городе "королевского" маскарада и конкурса красоты… Но вспомним более далёкую историю. Архивные документы доказывают, что инициатива театральных зрелищ в нашем городе, начиная с середины 1870-х, принадлежит местной учительской интеллигенции. А теперь представьте: 1896 год. Савва Тимофеевич Морозов предложил администрации текстильной мануфактуры поскорее заняться проектом постройки Зимнего театра, добавив при этом, что за деньгами дело не станет.
Минуло восемь лет. В 1904 году, за год до неожиданной гибели Саввы Морозова, в Губернское правление подано прошение Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова Сын и К⁰" о постройке "народного дома для развлечения служащих и рабочих на фабриках" в местечке Никольском. Разрешение на постройку получено.
В провинциальном дореволюционном Орехово-Зуеве осуществлён проект архитектора Александра Антоновича Галецкого, который он сделал раньше по заказу С.Т. Морозова для постройки другого театра - в Санкт-Петербурге - для любимой актрисы Марии Федоровны Андреевой. Напомним, что Галецкий был учеником знаменитого архитектора, друга Саввы Морозова Ф.О. Шехтеля, который по просьбе Саввы в 1898 г. создал проект для нового Московского Художественного театра К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, причём безвозмездно.
Орехово-Зуевский театр построили в популярном тогда стиле "модерн" из красного кирпича с металлическими оконными переплетами в фойе и на лестничных клетках. Зимний театр – уникален и нет ему подобных. Его архитектуру нередко сравнивают с МХАТом им. Чехова в Камергерском переулке в Москве, но это не совсем так. С МХАТа копировали только механику сцены и осветительную систему зала и сцены. Замечу, театр вчерне был готов еще при жизни Саввы Тимофеевича. Но долгое время стоял неотделанным.
Минуло ещё пять лет. И в конце 1910 года Владимирское Губернское правление рассмотрело прошение Товарищества С.Морозова о разрешении устройства электрического освещения в строящемся морозовском театре в местечке Никольском Покровского уезда Владимирской губернии (напомню, что город Орехово-Зуево вошёл в состав Московской губернии только осенью 1917 года).
В декабре 1911 года Владимирское Губернское правление приняло решение об открытии народного театра в местечке Никольском на фабрике Морозовых. В январе 1912 года произошло освящение и торжественное открытие Зимнего Морозовского театра оперой М. Глинки "Жизнь за царя" силами актеров Большого театра в сопровождении самодеятельного коллектива под руководством Адриана Гайгерова. Зрелищами в Зимнем театре руководила специальная Театральная комиссия.
Постоянной труппы в Зимнем театре решили не заводить, а приглашать гастролирующие антрепризы. На его сцене выступали артисты Большого и Малого театров… Московский Художественный театр Станиславского впервые выступил со своими спектаклями на сцене Зимнего театра за год до Октябрьской революции, в 1916 году, с постановками: "На дне" М. Горького, "У врат царства" К. Гамсуна, "Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу, в которых играли корифеи театра.
В конце января 1912 года администрация "Зимнего получила разрешение на показ фильмов при условии использования исключительно несгораемых лент. Т.е. кино в нашем театре крутят уже сто восемь лет!
Весной того же года в "Зимнем" успешно прошёл первый литературно-музыкально-вокальный вечер, при участии оперных и драматических артистов московских театров и местного хора под управлением А.Н. Гайгерова. Добрые традиции подобных вечеров в Зимнем театре живы по сей день.
В сентябре 1912 года состоялась премьера спектакля "В селе Знаменском" Вл. Александрова, поставленного труппой рабочих Никольской мануфактуры "Саввы Морозова Сын и К⁰", которую собрал летом этого года режиссёр-любитель В.В. Трубников. Труппой под его руководством осуществлены спектакли: "Бедность не порок", "На бойком месте" и "Мороз-Красный нос" А. Островского, "Каширская старина" Д. Аверкиева, "Ванька-Ключник" Ф. Сологуба.
В ноябре 1912 год на сцене театра – вновь яркое выступление хора рабочих под управлением Гайгерова вместе с солистами Московского Народного дома. Они показали оперу "Пиковая дама". С этого времени хоровые партии в привозимых постановках исполняет местный гайгеровский хор. Конец лета - начало осени 1914 г. - благодаря Ф.Г. Карпову и его жене Маргарите Давыдовне Карповой (урожденной Морозовой) в театральной труппе рабочих появился новый режиссер, близкий соратник – помощник и секретарь - самого К.Станиславского Петр Федорович Шаров. В будущем он создаст свою театральную школу в Амстердаме, где его назовут "нидерландский Станиславский". В Зимнем театре Шаров ставит водевили Чехова. Его первая яркая работа в "Зимнем" – "Снегурочка" А. Островского. Над декорацией спектакля потрудился двадцатилетний Александр Шапошников, тогда ещё ученик Императорского Строгановского художественного училища, а позже - выдающийся художник и Почетный гражданин Орехово-Зуева. Музыку к спектаклю сочинил Сергей Корсаков, учащийся музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе. Пройдёт время и он тоже станет знаменитым музыкантом, организатором симфонического оркестра и городской детской музыкальной школы, родоначальником музыкальной династии Корсаковых (если не считать его отца – Никанора Агафоновича – любителя). На генеральную репетицию "Снегурочки" приезжали К.С. Станиславский, А.А. Яблочкина и В.И. Качалов.
В декабре 1915 года артисты Петра Шарова показали "Снегурочку" в Москве, а сбор от спектакля перечислили на рождественские подарки русским воинам – участникам Первой мировой войны.
"Снегурочка", "Чайка" и "Вишневый сад" А. Чехова, "Царь Федор Иоаннович" А. Толстого, "Лес" и "Светит, да не греет" А. Островского, "Мещане" и "Дети солнца" М. Горького, "Соколы и вороны" А. Сумбатова-Южина, "Старческая любовь" И. Барышева, "Непогребенные" В. Евдокимова – это не полный перечень спектаклей, поставленных П.Ф. Шаровым в Орехово-Зуеве с любительской труппой из местных жителей.
1917 и 1918 годы со своими новыми политическими веяниями принесли много изменений в творческую жизнь Зимнего театра.
В апреле 1917-го здесь открылся партийный клуб с библиотекой и читальней. События 1917 года ненадолго приостановили сценическую деятельность. В нашем "Зимнем" проходили собрания революционных рабочих. Морозовскую легенду города представители новой власти переименовали в "Рабочий театр". Теперь в нём стали проходить популярные в то время молодёжные диспуты, лекции, вечера, работала библиотека. О советской истории “Зимнего” я расскажу в следующей части своего повествования.
#Зимний театр в Орехово-Зуеве #мхат имени горького #меценаты морозовы