27 января прошло «Онлайн родительское собрание» на тему: «Проект «Социальный лифт»: внимание, двери открываются». Мы подготовили для вас краткий конспект с наиболее важной информацией.
Что такое проект «Социальный лифт»? Зачем он нужен?
Как многие знают, университеты России предоставляют льготы некоторым категориям граждан. К таким категориям относится инвалиды, дети сироты, а также лица, достигшие 18 лет, из числа детей сирот. Но есть и другие лица, нуждающиеся в льготах, которые не могут конкурировать на равных с поступающими на бюджетные места и тем более оплачивать своё обучение. «Социальный лифт» — это программа НИУ ВШЭ, которая нацелена на поддержку таких абитуриентов бакалавриата и специалитета. Поддержка заключается в предоставлении возможности обучаться за счёт средств Вышки, в случае, если абитуриент не добирает баллов для поступления на бюджет.
Для каких абитуриентов предназначен этот проект?
Для детей граждан, погибших при исполнении воинского долга или служебных обязанностей, для детей умерших граждан, имевших высшие государственные награды, для детей родителей, ставших инвалидами 1 и 2 группы при исполнении воинского долга или служебных обязанностей, для детей граждан, имеющих высшие государственные награды и являющихся инвалидами 1 и 2 группы, для детей из семей с низкими доходами, для детей из районов с низкой степенью доступности высшего образования (дети, проживающие в моногородах или сельских населённых пунктах), для детей родителей с низким образовательным уровнем, для детей из многодетных малообеспеченных семей и для детей из семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Поддержку по данным категориям могут получить выпускники школ и колледжей 2022 года за исключением жителей городов-миллионников.
Какие есть ограничения для участия в проекте?
Проживание в городе-миллионнике — не единственное ограничение. На участие в проекте не может претендовать:
- абитуриент, который закончил школу или программу среднего профессионального образования до 2022 года или в городе-миллионнике;
- абитуриент, зарегистрированный и/или проживающий и/или обучающийся в городе-миллионнике;
- абитуриент, имеющий право на поступление по особой квоте;
- абитуриент, не набравший установленное НИУ ВШЭ минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому предмету вступительного испытания (информацию о минимальных баллах смотрите на сайте проекта);
- абитуриент, рекомендованный к зачислению на одну из заявленных им образовательных программ на место, финансируемое за счёт субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания.
Количество мест на проекте
Проект стартовал в 2019 году, тогда в нём принял участие только московский кампус Вышки, в 2021 году присоединись все кампусы. В 2022 году Вышка предоставляет 199 мест суммарно на все кампусы. Информация о том, как данные места распределяются по кампусам и по образовательным программам, размещена на сайте проекта.
Список необходимых документов для подачи заявки на участие в проекте
Список размещён на сайте проекта. Есть перечень документов, обязательный для всех, независимо от категории участия:
- нотариально удостоверенные копии всех страниц паспорта гражданина РФ и всех страниц паспортов родителей (законных представителей) кандидата, нотариально удостоверенная копия свидетельства о рождении кандидата;
- нотариально заверенные копии всех страниц загранпаспорта кандидата и всех страниц загранпаспортов его родителей (законных представителей) (документы должны быть действительны в течение 10 лет до момента подачи заявления);
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах кандидата и его родителей (законных представителей) на имеющиеся у них в собственности объекты недвижимости;
- выписка из домовой книги о составе семьи кандидата/единый жилищный документ, справки 2-НДФЛ о доходах членов семьи кандидата в 2019-2021 г.г./справки о постановке на учёт в качестве безработного/пенсионные удостоверения членов семьи кандидата, а также иные документы подтверждения доходов членов семьи кандидата;
- справка об обучении кандидата в общеобразовательной организации/организации СПО;
- документы, подтверждающие принадлежность кандидата к числу лиц, претендующих на участие в проекте;
- иные документы (по усмотрению участия).
Каким образом можно подать документы на участие в проекте в 2022 году?
Документы можно будет подать с 28 января по 15 июня включительно. В этом году заявку можно отправить трёмя способами: лично, по почте и в электронном виде. Чтобы подать документы электронно нужно будет пройти регистрацию в электронном кабинете Вышки, которая не должна у вас занять более 5 минут. Далее Вам нужно будет открыть электронную форму заявки и заполнить её, прикрепить к ней сканы документов. В случае подачи электронной заявки сразу нотариально заверять документы не нужно. Вы предоставляете сканы в том виде, в каком Вам удобно, главное, чтобы они были читаемы. Нотариально удостоверенные копии документов нужно будет предоставить только в том случае, если комиссия рекомендует Вас к участию в проекте, их нужно будет принести в один из кампусов Вышки до 15 июля 2022 года. Также Вы сможете заверить документы у сотрудника университета.
Второй способ подачи заявки — это отправить документы Почтой России или любой курьерской/почтовой службой. В данном случае пакет документов необходимо сразу подать в нотариально заверенной форме.
Третий способ — подать документы лично в одном из кампусов, здесь Вы можете либо сразу принести нотариально заверенные документы, либо заверить их у сотрудника университета, имея с собой оригиналы документов. Вся пошаговая инструкция по электронной подаче заявки появится на сайте проекта.
Когда и как узнать результаты отбора?
Результаты будут известны в начале июля, после того как экспертная комиссия рассмотрит документы всех участников, поэтому ждите официальной информации на сайте.
Общие рекомендации
Внимательно ознакомьтесь с условиями и способами подачи заявок, с действующими ограничениями, со списком документов на сайте проекта. Перед подачей заявки внимательно проверьте наличие всех необходимых документов. При заполнении заявления корректно заполняйте контактные данные, чтобы с Вами быстро можно было выйти на связь. Если возникли вопросы, обратитесь к разделу «F.A.Q.» на сайте проекта.
При получении справки 2-НДФЛ через «Госуслуги» предоставляется только электронная подпись, а документы отправляются в НИУ ВШЭ в бумажном экземпляре. Существует ли какое-то решение?
Ели предоставляется электронная подпись через «Госуслуги», внизу должна быть пометка о том, что подписано электронной подписью или другой документ, подтверждающий получение справки через «Госуслуги». Так что просто печатайте и отправляйте справки через «Госуслуги».
Если прошёл год после окончания колледжа, а сразу после колледжа по состоянию здоровья не было возможности поступить (документально подкреплено) всё равно участие в программе невозможно?
К сожалению да, на участие в проекте могут претендовать только выпускники 2022 года.
Имеет ли смысл подавать документы на участие в проекте в нескольких кампусах?
Нет, потому что Ваши документы будет рассматривать единая экспертная комиссия, лучше не дублировать заявку и подать её один раз. В какой кампус больше хочется в заявке не указывается, это указывается уже при подаче документов на поступление.
Если ребёнок оканчивает школу в моногороде, но доход родителей выше прожиточного минимума, можно ли участвовать в проекте?
Проживание в моногороде является одним из критериев к подаче заявки на проект, но это не гарантирует, что экспертная комиссия будет рекомендовать Вас к поступлению — будут рассматриваться все обстоятельства жизни абитуриента. Подать заявку на участие Вы можете.
Предоставляется ли студентам с проекта общежитие, стипендия?
Общежитие студентам предоставляется во всех кампусах, стипендия выплачивается.
Как распределяются конкурсные места? У каких льготных категорий есть преимущество?
Преимуществ никаких нет, комиссия рассматривает абсолютно все обстоятельства жизни абитуриента. Конкурсные места распределяются по ранжированному списку в зависимости от набранных баллов ЕГЭ.
Что значит справка об оказании социальной поддержки государства? Если я из сельской местности, зачем она мне?
Справка о поддержке государства для малоимущих семей, которые имеют право на помощь от государства. То есть такая справка есть не у всех и не связана с фактом проживания в сельской местности.
Как получить 2-НДФЛ за 2021 год, если нет возможности взять справку у работодателя, а на «Госуслугах» написано, что сведения за прошлый год могут быть недоступны до июля текущего года?
В любом случае предоставляйте справки за прошлые годы, постарайтесь всё же предоставить справку за 2021 год от работодателя или воспользуйтесь другим подтверждением вашего дохода (трудовые договоры или выписки с банковского счёта о начислении заработной платы).
Имеют ли значение индивидуальные достижения при подаче документов?
Нет, не имеют, значение имеют только трудные жизненные обстоятельства.
Если у одного из родителей оформлена группа по инвалидности, но инвалидность получена не в результате военных действий, можно ли рассчитывать на льготу?
Такой категории для участия в проекте у нас нет, но есть категория «сложившиеся тяжёлые обстоятельства». В данной ситуации заявку стоит попробовать подать в этой категории.
У меня инвалидность с детства, я подпадаю под особую квоту? Где о ней можно узнать подробнее?
На сайте приёмной комиссии в правилах приёма.
Надо ли отправлять личные достижения? Победитель регионального этапа по олимпиаде, золотая медаль и т.д. — будет ли это учитывать жюри?
На этапе подачи заявки информацию о личных достижениях прикладывать не нужно. Они понадобятся только при поступлении.
Возможно ли подать документы на поступление в Вышку и по социальному лифту, и как призёр олимпиады на общих основаниях?
Эти события не связаны друг с другом, документы на «Социальный лифт» Вы подаёте не в основном процессе подачи документов на поступление, поэтому да, вы можете подать заявку и на участие в проекте, и потом подать документы на поступление, как участник олимпиады. По обычной схеме лучше не торопиться поступать, подать документы Вы успеете, сначала дождитесь результатов отбора по проекту и уже потом при подаче документов указывайте, что Вы рекомендованы к зачислению по проекту «Социальный лифт».
Можно ли участвовать, если родители — пенсионеры?
Опять же такой отдельной категории нет, Вы можете попробовать участвовать, если действительно находитесь в тяжёлой жизненной ситуации.
Проживаю одна с двумя детьми, сын мечтает учиться в Вышке, я оформлена по самозанятости, доход ниже прожиточного минимума, что нужно сделать, чтобы претендовать на участие в проекте?
Если Ваш доход ниже прожиточного минимума, теоретически Вы относитесь к категории семей с доходом ниже прожиточного минимума, тогда Вам просто нужно собрать комплект необходимых документов, выбрать категорию и подтвердить свой доход.
Удостоверение многодетной семьи в нашем СОБЕСе продлевается автоматически из-за пандемии уже более двух лет, то есть справка 2020 года, которую нотариус не удостоверит, что делать?
В справке о многодетной семье указаны даты рождения всех детей в семье, поэтому Вы можете предоставить даже справку 2020 года и описать в сопроводительном письме сложившуюся ситуацию. Если у нас возникнут вопросы, мы с Вами свяжемся.
В доходах семьи нужно декларировать стипендию сына старше 18 лет?
Нет, необязательно. Только если он с Вами проживает и работает, тогда лучше предоставить его справки НДФЛ тоже, если не работает, то не нужно.
Если родители ребёнка не проживают вместе и не состоят в законном браке, необходим ли пакет документов со стороны отца?
Если он вообще никак не участвует в Вашей жизни и не платит алименты, то нет, не нужно. Если отец выплачивает алименты, то эти сведения нужно предоставить.
В нашем регионе не выдаются удостоверения многодетных семей. Каким образом тогда подтвердить, что абитуриент из многодетной семьи?
Наверняка есть альтернативные документы, возможно заказать соответствующую выписку с Госуслуг. Если Вы не найдёте таких документов, то обратитесь, пожалуйста, к нам по электронной почте.
Предоставляемые документы должны быть заверены нотариусом? Назначается ли минимальный проходной балл ЕГЭ? Существует предельное количество мест?
При электронной подаче заявки Вы можете загружать документы в любом виде, главное читаемо, и только если Вы будете рекомендованы к зачислению, потом необходимо будет предоставить нотариально заверенные копии или заверить их в университете, имея с собой оригиналы документов. Мест на проекте 199 и пройдут в первую очередь рекомендованные абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов. Минимальные баллы по всем предметам можно посмотреть на сайте приёмной комиссии Вышки, для проекта они не отличаются.
Есть ли чёткие критерии оценивания недвижимости?
Мы не обнародуем критерии, чтобы отбор был максимально объективен, поэтому предоставляйте сведения, соответствующие действительности.
В какой форме предоставляется справка из образовательной организации?
Эта справка просто заказывается в учебной части на бумаге с печатью образовательной организации.
Можно ли подавать документы в другие университеты? Чтобы перестраховаться, если я не попаду на программу
Да, конечно.
Если в 2019-2020 годах доход семьи был выше прожиточного минимума, а в 2021 семья стала малообеспеченной и стала получать государственную социальную помощь, как будет засчитываться доход?
Это один из критериев к подаче документов, поэтому подавайте заявку, а экспертная комиссия составит общую картину всех обстоятельств жизни вашей семьи.
Основные сроки. Что важно не пропустить?
28 января открывается подача заявок, их сбор пройдет до 15 июня 2022 года, после чего экспертная комиссия будет рассматривать все заявки и примерно в начале июля (ориентировочно 1-4 числа) на сайте будет размещён список рекомендуемых к участию в проекте.
Страница проекта: https://www.hse.ru/lift/
Запись эфира: