Найти тему
ЖИЗА

К кому придет Роспотребнадзор в 2022 году

В 2022 году плановых проверок у малого и среднего бизнеса не будет. Но есть исключения. Также останутся внеплановые — они будут проходить по новым требованиям, которые вступили в силу 1 июля 2021 года (закон 248-ФЗ). Закон добавляет новые виды контрольных мероприятий — почти все они проводятся без предупреждения. Но есть и хорошие новости: сроки проверок сократились, а ещё теперь ИП или компания может получить «знак качества» и бесплатную консультацию от Роспотребнадзора.

Коротко о проверках Роспотребнадзора

Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки, а также может прийти с профилактическим визитом.

Плановые проверки — по графику. В 2022 году Роспотребнадзор не будет планово проверять малый и средний бизнес, за исключением нескольких случаев. С 2023 года частота проверок будет зависеть от категории риска бизнеса. Если категория низкая — плановых проверок не будет.

Внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли во время прошлой проверки. Ещё инспектор может назначить внеплановую проверку, если заметил нарушение во время профилактического мероприятия.

Для профилактического визита причина не нужна. На нём инспектор рассказывает об обязанностях предпринимателя. Визит не считается проверкой, и от него можно отказаться за три дня до назначенной даты.

Что именно будет проверять Роспотребнадзор, зависит от вида контрольного мероприятия. Инспектор может осмотреть помещение, запросить документы, провести контрольную закупку или взять образец продукции на экспертизу. Многие проверки проводятся без предупреждения.

Если к вам пришли с проверкой:

  1. Проверьте документы ревизоров.
  2. Предоставьте информацию.
  3. Не мешайте проверяющим.
  4. Следите за сроками.
  5. Не платите за экспертизу.
  6. Проверьте правильность составления акта.

После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.

А теперь подробнее о том, что изменилось, чем грозят проверки и что делать, если к вам пришли ревизоры.

Кого и почему Роспотребнадзор может проверить в 2022 году

Роспотребнадзор проверяет компании и индивидуальных предпринимателей.

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. А ещё теперь Роспотребнадзор может прийти к предпринимателю с профилактическим визитом.

Плановая проверка. В 2022 году Роспотребнадзор не будет проводить плановые проверки у малого и среднего бизнеса, кроме случаев, когда:

  • у бизнеса высокая или чрезвычайно высокая категория риска — проверьте свою категорию риска;
  • за последние три года предпринимателя штрафовали, приостанавливали деятельность или лишали лицензии за нарушение санитарных норм и прав потребителей;
  • для ведения бизнеса нужна лицензия.
Постановление о проведении плановых проверок в 2022 году

Если малый или средний бизнес не попадает под исключение, и Роспотребнадзор придёт к нему с плановой проверкой в 2022 году — это будет нарушением закона. Всё дело в надзорных каникулах: планово проверять малый и средний бизнес запрещено. Ранее планировалось, что запрет будет действовать только до конца 2021 года, но правительство продлило мораторий на проверки ещё на год.

Когда надзорные каникулы закончатся, наличие и частота плановых проверок будут зависеть от категории риска бизнеса (ст. 25 закона 248-ФЗ):

  • низкий риск — плановых проверок не будет;
  • средний и умеренный риск — минимум одна проверка в шесть лет, максимум — раз в три года.
  • высокий или значительный риск — минимум одна проверка в четыре года, максимум — раз в два года;
  • чрезвычайно высокий риск — проверки один–два раза в год.

Роспотребнадзор проводит плановые проверки по графику. Обычно график на следующий год публикуют в конце декабря на сайтах федерального Роспотребнадзора и региональных управлений. Графика на 2022 год пока нет, следите за обновлениями на сайтах Роспотребнадзора.

Графики плановых проверок

О плановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за несколько дней, но если найдёте себя в графике заранее, будет больше времени на подготовку.

Внеплановая проверка. Чтобы Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку, нужны причины:

1. Истёк срок предписания после предыдущей проверки, но предприниматель не отчитался о том, что всё исправил.
2. Кто-то пожаловался в Роспотребнадзор, заявление не анонимное и в нём сказано:

  • пострадали люди или животные;
  • под угрозой жизнь или здоровье людей и животных;
  • клиент сообщил предпринимателю, что его права нарушены, но предприниматель не отреагировал или не помог.

3. Прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекает к проверке Роспотребнадзор.
4. Поступило поручение от президента или Правительства РФ.
5. Инспектор нашёл нарушения, когда приходил с профилактическим визитом, проводил выездное обследование или наблюдение. Во время этих контрольных мероприятий проверяющий не может выдать предписание или оштрафовать за нарушения, но может назначить внеплановую проверку.

О выездной проверке Роспотребнадзор обязан предупредить не позже чем за сутки. О других внеплановых проверках он может не предупреждать.

Профилактический визит. С 1 июля 2021 года Роспотребнадзор может прийти к любому предпринимателю с профилактическим визитом — причина для этого не нужна. Тому, кто только открыл бизнес, визит предложат обязательно — в течение года с момента регистрации.

Профилактический визит не считается проверкой. На нём инспектор рассказывает об обязанностях предпринимателя и нормах, которые необходимо соблюдать. Если во время визита инспектор заметит нарушения, он не сможет выдать предписание, но сможет назначить внеплановую проверку и прийти снова.

О профилактическом визите Роспотребнадзор предупреждает за пять дней. Инспектор может прийти на точку лично или побеседовать с предпринимателем по видеосвязи.

Предприниматель имеет право отказаться от профилактического визита, даже если он только недавно открыл бизнес. В таком случае нужно сообщить об отказе в Роспотребнадзор не позднее чем за три дня до назначенной даты.

Что проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей.

Раньше инспектор либо запрашивал документы и проверял их удалённо, либо приезжал на точку с выездной проверкой. Проверка могла длиться до 20 рабочих дней. С 1 июля 2021 года срок таких проверок сократился до 10 часов. А ещё появились новые виды контрольных мероприятий. Некоторые из них можно проводить даже без участия предпринимателя.

Какие внеплановые проверки малого и среднего бизнеса Роспотребнадзор будет проводить в 2022 году:

1. Выездная проверка

Инспектор приезжает на точку и проверяет всю деятельность предпринимателя: соблюдает ли он санитарные нормы, есть ли у него все необходимые сертификаты и лицензии, не нарушаются ли права потребителей.

По новым правилам, предприниматель может компенсировать стоимость товара, который забрали на экспертизу, если товар стоит дороже 10 000 ₽, а экспертиза не показала нарушений. В течение трёх месяцев можно подать заявление в Роспотребнадзор и возместить ущерб (Постановление Правительства РФ №1299). Если товар не испорчен и подлежит возврату, Роспотребнадзор просто вернёт товар.

Сроки проведения: 10 рабочих дней. О выездной проверке Роспотребнадзор предупреждает не позднее чем за сутки

2. Документарная проверка

Проверка проводится удалённо. Инспектор просит предоставить документы:

В зависимости от причины проверки инспектор может запросить и другие документы. Например, если жалоба связана с помещением, Роспотребнадзор потребует документы на право собственности или договор аренды.

Сроки проведения: 10 рабочих дней

3. Контрольная закупка

Инспектор покупает товар в магазине или заказывает через интернет — как обычный покупатель. После покупки инспектор обязан сообщить предпринимателю, что это была проверка, рассказать, нашёл ли он нарушения, и вернуть покупку, если товар подлежит возврату.

Если дело происходит на точке, инспектор обязан предъявить своё удостоверение, а также решение о проверке. Если это онлайн-покупка — информация о контрольной закупке должна появиться в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее чем на следующий рабочий день.

Сроки проведения: не дольше 1 дня

4. Мониторинговая закупка

Как и при контрольной закупке, инспектор притворяется обычным покупателем. После покупки он так же сообщает предпринимателю о проверке и предъявляет документы, но не возвращает товар сразу, а отправляет его на экспертизу. При этом инспектор должен составить протокол о проведении мониторинговой закупки. Если экспертиза покажет, что с товаром не всё в порядке, Роспотребнадзор будет выяснять, кто в этом виноват — производитель или продавец.

Мониторинговая закупка может проходить на точке или в интернет-магазине.

Сроки проведения: сама закупка — не дольше 1 дня. Дальше всё зависит от того, сколько времени займёт экспертиза

5. Инспекционный визит

Инспектор приходит без предупреждения, осматривает помещение и просит показать документы, которые должны находиться на точке.

Предприниматель обязан его впустить и предоставить документы. А если что-то будет не так — написать письменное объяснение.

Сроки проведения: не дольше 1 дня

6. Выборочный контроль

Инспектор Роспотребнадзора, один или с другими экспертами, без предупреждения приходит в магазин или на склад и берёт образцы продукции на экспертизу.

Отбор проб должен проходить в присутствии владельца бизнеса или его представителя, также проверяющие могут снимать процесс на видео.

Если экспертиза не покажет нарушений и товары подлежат возврату, инспектор их вернёт. Если товары нельзя вернуть, предприниматель может потребовать возместить ущерб.

Сроки проведения: 1 день на то, чтобы взять пробы. После экспертизы инспектор в течение 15 рабочих дней должен направить результаты предпринимателю

7. Рейдовый осмотр

Инспектор приезжает на рынок, в торговый центр или другое помещение, где работают сразу несколько торговых точек, — и проверяет их все. Такая проверка может проходить совместно с другими контролирующими органами, например, с прокуратурой.

В ходе рейда инспектор может осмотреть помещения, запросить документы и провести отбор проб.

Сроки проведения: не более 10 дней на всё. На каждого предпринимателя — не более 1 дня

8. Выездное обследование

Инспектор без предупреждения приезжает на точку и осматривает помещения, которые находятся в открытом доступе. При этом он не вызывает предпринимателя.

Если инспектор заметит нарушение, он может сразу же провести контрольную закупку или позже назначить внеплановую проверку.

Сроки проведения: не дольше 1 дня

9. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)

Инспектор собирает о бизнесе информацию, которая находится в открытом доступе. Если он заметит нарушение требований безопасности, выпишет предостережение или назначит внеплановую проверку.

Роспотребнадзор не обязан сообщать предпринимателю, что ведётся мониторинг безопасности.

Сроки проведения: срок не установлен законом

Инспектор может провести контрольное мероприятие, только если оно согласовано с руководством Роспотребнадзора, а в некоторых случаях — с прокуратурой. Все проверки должны быть в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Там же можно узнать результаты.

К каждой проверке есть свой список требований, за рамки которого инспектор не может выходить. Например, на контрольной закупке нельзя требовать документы или забирать товар на экспертизу. Если инспектор выйдет за рамки, результаты проверки можно будет аннулировать.

При плановой и внеплановой проверках инспектор может использовать проверочные листы — списки вопросов. По ним вы можете заранее себя протестировать.

Проверочный лист для общепита
Проверочный лист для торговли
Проверочный лист для парикмахерских, салонов красоты, соляриев

Что делать, если к вам пришли с проверкой

Всё зависит от вида проверки. Если проверяющие пришли открыто, вы можете:

1. Проверить документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.

Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор. Горячая линия Роспотребнадзора: 8 (800) 555-49-43.

2. Предоставить информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.

Если проверка документарная, Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.

3. Не мешать проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас могут оштрафовать:

  • должностное лицо и ИП на 5000 – 10 000 ₽;
  • компанию на 20 000 – 50 000 ₽.

За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).

4. Следить за сроками. Если проверка документарная, у вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью. Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.

Срок выездной проверки — 10 рабочих дней. При этом на малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование. Найдите себя в реестре и узнайте, относитесь ли вы к малым или микропредприятиям.

Во время инспекционного визита или рейда предпринимателя могут проверять не дольше одного дня. В остальных случаях сроки зависят от того, сколько времени нужно, чтобы провести закупку или экспертизу.

5. Не платить за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.

6. Проверить акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его, когда придут результаты, а если ждать не нужно — сразу после проверки.

Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.

Чем грозят проверки Роспотребнадзора

Если нарушение санитарных норм или прав потребителей не несёт угрозу жизни, безопасности и здоровью людей, на первый раз предприниматель может обойтись предупреждением. Роспотребнадзор укажет в предписании, что нужно исправить, и не будет штрафовать.

Если работа компании или ИП может нанести кому-то вред или предприниматель не первый раз нарушает требования — ему будут грозить штрафы, конфискация товара или приостановка деятельности. А если нарушение санитарных норм привело к гибели людей или нанесению серьёзного вреда здоровью — может дойти и до лишения свободы.

Какие меры может принять Роспотребнадзор, если найдёт нарушения:

1. Назначит внеплановую проверку. Если инспектор заметил нарушения во время профилактического визита, выездного обследования или мониторинга безопасности, он может назначить внеплановую проверку, чтобы основательно всё осмотреть.

2. Выдаст предписание. В нём должны быть указаны требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП 1000 – 2000 ₽ или дисквалификация на три года;
  • для компаний 10 000 – 20 000 ₽.

3. Выпишет штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.

Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 – 30 000 ₽, компанию — на 20 000 – 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 – 500 000 ₽.

Если нет угрозы безопасности, здоровью или жизни людей, малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

4. Конфискует товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

5. Временно остановит бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

6. Привлечёт к уголовной ответственности. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, компания выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.

Как обжаловать результаты проверки

1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор;

а) если вы не согласны с решением или действием инспектора, то в причине жалобы указываете: Вы не согласны с решением Роспотребнадзора или считаете, что инспектор вышел за рамки назначенной проверки - срок подачи возражения 30 дней.

б) если вы не согласны с содержанием акта, то в причине жалобы указываете: Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки - срок подачи возражения 10 дней.

в) если вы не согласны с предписанием, то в причине жалобы указываете: Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями - срок подачи возражения 10 дней.

В жалобе нужно будет указать:

  • кто и какое решение вынес;
  • свои фамилию, имя, отчество, контакты;
  • данные о компании или ИП;
  • с чем вы не согласны и почему;
  • какие у вас требования;
  • как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.
Правила подготовки жалобы

Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.

Отправьте жалобу через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для заполнения. Жалобу нужно подписать электронной подписью.

Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 20 дней после регистрации.

2. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.

Как Роспотребнадзор будет помогать предпринимателям

Теперь компании и ИП могут получать от Роспотребнадзора бесплатные консультации, а также оценки, которые можно использовать в рекламе как «знак качества».

Бесплатные консультации. Предприниматель может задать инспектору вопросы о санитарных нормах для бизнеса. Например, каким должно быть помещение, как правильно оборудовать вентиляцию или в каком законе посмотреть нужные требования. Сделать это можно лично, по телефону или видеосвязи. Консультация бесплатная. Чтобы записаться на неё, нужно обратиться в региональное управление Роспотребнадзора.

Оценка. Предприниматель сможет пройти самообследование и получить за это оценку от Роспотребнадзора. Если оценка будет высокой, предприниматель примет декларацию соблюдения обязательных требований. Как она будет выглядеть, пока неясно. Скорее всего, в ней будет сказано, что ИП или компания не нарушает санитарные требования и права потребителей — и это подтверждает Роспотребнадзор.

Эту декларацию Роспотребнадзор зарегистрирует и разместит на своём сайте. После этого предприниматель сможет пользоваться ей как «знаком качества»: распечатать и повесить в рамку на точке, выложить на сайт или использовать в рекламе.

Роспотребнадзор уже разработал методические рекомендации по проведению самообследования, но документ ещё проходит согласования. Посмотреть, как примерно будет проводиться самообследование, можно в проекте программы профилактики. Если коротко — нужно будет пройти тестирование и подготовить отчёт.

#проверка роспотребнадзора #проверка малого бизнеса #проверка среднего бизнеса #проверка предпринимателей