Найти тему
ЖИЗА

Как проводить конкурсы в соцсетях и не попасть под закон о лотереях

Оглавление

А вы знаете, что за приз дороже 4000 рублей ваш победитель должен будет заплатить налог? А за нарушение закона о рекламе штрафуют от 4 до 500 тыс. рублей.

Три правила честной организации конкурсов:

  1. Не продавайте билеты на участие в конкурсе.
  2. Сами оплачивайте призы, не собирайте на них деньги.
  3. Пропишите правила конкурса.

Как не попасть под штрафные санкции

КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) предусматривает следующие штрафы за нарушение правил проведения конкурсов:

  • статья 14.27 — нарушение законодательства о лотереях влечёт наложение штрафа на граждан (в том числе ИП и самозанятых) 3–4 тысячи рублей, на должностных лиц 15–20 тысяч рублей, на юридических лиц 250–350 тысяч рублей;
  • статья 14.3 — нарушение законодательства о рекламе влечёт за собой штраф для граждан (в том числе ИП и самозанятых) 2–2,5 тысячи рублей, для должностных лиц 4–20 тысяч рублей, для юрлиц 100–500 тысяч рублей.

Что может стать причиной для привлечения компании к ответственности?

Нарушение прав и интересов участников конкурса

К каждому розыгрышу должны прилагаться правила, которые прописываются на сайте или в аккаунтах соцсетей. Как правило, организаторы создают документ с правилами, который можно скачать по ссылке, а рядом ставят чекбокс «Ознакомлен и принимаю правила Конкурса». Чтобы участвовать в конкурсе, человек должен поставить галочку и подтвердить своё согласие с правилами.

Правила должны содержать следующие пункты:

  • полное наименование организации;
  • юридические данные, в том числе фактический адрес фирмы;
  • требования к участнику конкурса;
  • призовой фонд с полным перечнем призов;
  • дату проведения розыгрыша;
  • дату определения победителей;
  • дату получения подарка;
  • условия конкурса — что нужно делать участникам, чтобы получить приз;
  • в каких категориях будет определяться победитель;
  • условия передачи подарка (почтовая пересылка, личное получение в офисе, другие варианты);
  • если конкурс творческий, то обозначается порядок передачи интеллектуальных прав организатору конкурса.

Отклонения от заявленного в правилах порядка могут рассматриваться как нарушение.

Лайфхак: отсеивайте нецелевую аудиторию

Не стесняйтесь прописывать как можно более точные условия конкурса. Вам может показаться, что усложнение сузит число участников конкурса, но зачастую это хорошо. Допустим, у вас локальный бизнес — вам нужны подписчики только из вашего города. Какая польза от участников из других регионов?

Соответствие конкурса закону «О рекламе»

Призыв к участию в розыгрыше должен быть простым, понятным и однозначным. Не допускаются намёки, неверная интерпретация информации пользователями. Пример: если в анонсе конкурса на фото красуется Tesla, а разыгрывается блендер от китайского ноунейма, то это прямое нарушение закона о рекламе.

Текст и картинки не должны дискриминировать людей по половым признакам, расовой, религиозной, этнической, социальной принадлежности и возрасту.

В пример можно привести рекламу «Нового радио». На плакате Дмитрий Нагиев позировал в образе задержанного преступника, с синяками на лице. Бдительные граждане подали жалобу за унижение человеческого достоинства.

-2

В результате «Новое радио» заплатило штраф за использование в рекламе непристойного и оскорбительного образа.

Лайфхак: привлекайте нужных вам людей выбором приза

Ещё один способ сузить аудиторию до целевой — это выбор приза. Вы можете дарить универсальный подарок, к примеру, сертификат на покупку любой косметики. И тогда за приз будут соревноваться примерно все — от молоденьких девушек до солидных мужчин, желающих порадовать супругу.

Но если вас интересуют только молодые девушки с проблемной кожей, сделайте тот же сертификат, но на конкретную линейку косметики для ухода и чистки кожи. Часть участников «отвалится», зато те, кто придёт в комментарии, точно будут заинтересованы в вашем предложении.

А как понять, какие покупатели будут наиболее активны?

  • Используйте Личный кабинет Эвотора — инструмент стратегического управления бизнесом. Следите за динамикой продаж, и вы точно сможете определить, какие товары сейчас популярны и какие покупатели будут сражаться за них в конкурсе.

Конкурсы и закон «О лотереях»

Розыгрыши не должны иметь признаков лотереи.

Признаки лотереи:

  • участие в конкурсе на платной основе;
  • розыгрыш приза осуществляется при помощи оборудования —лототрона;
  • призовой фонд сформирован за счёт продажи билетов;
  • победители определяются самим организатором случайным образом, непрозрачным для участников.

Остаётся спорным вопрос об использовании рандомайзеров для определения победителей.

Согласно закону 138-ФЗ «О лотереях», такой способ относится к случайным. Но если других признаков лотереи нет, то допускается выбирать победителя этим способом — но обязательно показывать либо скриншоты, либо видеозапись с экрана, как выбирается номер. Так выбор становится прозрачным для участников.

Налоги и призы: не выше 4000 рублей

Если стоимость приза превышает 4000 рублей, то победитель конкурса обязан заплатить налог в размере 35%. Формула расчёта налога на примере:

  • цена подарка составляет 40 000 рублей;
  • налог взимается с суммы без необлагаемого минимума: 40 000 – 4000 = 36 000 рублей;
  • итоговая сумма налога — 12 600 рублей.

Организатор обязан проинформировать об этом всех участников розыгрыша. Этот пункт обязательно должен быть внесён в правила конкурса.

Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:

1. Приз — деньги.

Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:

  • Если победитель платит сам, организатору нужно просто отдать победителю всю сумму выигрыша: победитель сам заплатит налог и отчитается перед налоговиками.
  • Если организатор берёт налоги на себя, ему нужно уменьшить выигрыш на сумму налога и перечислить её в налоговую. А до 1 апреля следующего года — заполнить и подать в налоговую справку 2-НДФЛ, в которой указать сумму дохода и удержанного налога физлица (победителя конкурса).

2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.

  • Как подобрать приз удачно? Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора. С ним вы сможете отслеживать оборачиваемость, маржинальность и популярность товаров — и так находить подходящие для призов товары.

Советы: как организовать успешный конкурс

  1. Правильно поставленная цель — первое условие любой акции, розыгрыша или конкурса в социальных сетях. Прописывайте заранее цели, которые вы сможете измерить.
  2. Конкурсы могут быть простыми (подписка, лайк), творческими, живыми (в Сторис) и сборными (Giveaway).
  3. Если в вашем профиле мало подписчиков, можно провести конкурс совместно с более раскрученным аккаунтом — на его страницах, чтобы получить больше естественного охвата.
  4. Чем проще условия розыгрыша призов, тем больше пользователей привлечёт предложение.
  5. Условия и выбор приза помогут определить целевую аудиторию конкурса. Ограничивайте участие отдельным регионом/городом, если у вас локальный бизнес. Или выбирайте приз, интересный более узкой аудитории.
  6. Яркие фотографии, лаконичные и чёткие тексты — анонс конкурса имеет такое же значение, как правильно поставленная цель и механика.
  7. Правила розыгрыша прописываются максимально подробно, от полного наименования компании до порядка налогообложения подарка для победителей.
  8. Конкурс должен быть организован в соответствии с учётом требований законодательства. Нарушения закона о рекламе и лотереях влечёт за собой штрафа от 3 до 500 тысяч рублей.

#конкурсы в социальной сети #конкурсы в инстаграм #конкурсы в сторис #конкурсы во вконтакте #giveaway