А вы знаете, что за приз дороже 4000 рублей ваш победитель должен будет заплатить налог? А за нарушение закона о рекламе штрафуют от 4 до 500 тыс. рублей.
Три правила честной организации конкурсов:
- Не продавайте билеты на участие в конкурсе.
- Сами оплачивайте призы, не собирайте на них деньги.
- Пропишите правила конкурса.
Как не попасть под штрафные санкции
КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях) предусматривает следующие штрафы за нарушение правил проведения конкурсов:
- статья 14.27 — нарушение законодательства о лотереях влечёт наложение штрафа на граждан (в том числе ИП и самозанятых) 3–4 тысячи рублей, на должностных лиц 15–20 тысяч рублей, на юридических лиц 250–350 тысяч рублей;
- статья 14.3 — нарушение законодательства о рекламе влечёт за собой штраф для граждан (в том числе ИП и самозанятых) 2–2,5 тысячи рублей, для должностных лиц 4–20 тысяч рублей, для юрлиц 100–500 тысяч рублей.
Что может стать причиной для привлечения компании к ответственности?
Нарушение прав и интересов участников конкурса
К каждому розыгрышу должны прилагаться правила, которые прописываются на сайте или в аккаунтах соцсетей. Как правило, организаторы создают документ с правилами, который можно скачать по ссылке, а рядом ставят чекбокс «Ознакомлен и принимаю правила Конкурса». Чтобы участвовать в конкурсе, человек должен поставить галочку и подтвердить своё согласие с правилами.
Правила должны содержать следующие пункты:
- полное наименование организации;
- юридические данные, в том числе фактический адрес фирмы;
- требования к участнику конкурса;
- призовой фонд с полным перечнем призов;
- дату проведения розыгрыша;
- дату определения победителей;
- дату получения подарка;
- условия конкурса — что нужно делать участникам, чтобы получить приз;
- в каких категориях будет определяться победитель;
- условия передачи подарка (почтовая пересылка, личное получение в офисе, другие варианты);
- если конкурс творческий, то обозначается порядок передачи интеллектуальных прав организатору конкурса.
Отклонения от заявленного в правилах порядка могут рассматриваться как нарушение.
Лайфхак: отсеивайте нецелевую аудиторию
Не стесняйтесь прописывать как можно более точные условия конкурса. Вам может показаться, что усложнение сузит число участников конкурса, но зачастую это хорошо. Допустим, у вас локальный бизнес — вам нужны подписчики только из вашего города. Какая польза от участников из других регионов?
Соответствие конкурса закону «О рекламе»
Призыв к участию в розыгрыше должен быть простым, понятным и однозначным. Не допускаются намёки, неверная интерпретация информации пользователями. Пример: если в анонсе конкурса на фото красуется Tesla, а разыгрывается блендер от китайского ноунейма, то это прямое нарушение закона о рекламе.
Текст и картинки не должны дискриминировать людей по половым признакам, расовой, религиозной, этнической, социальной принадлежности и возрасту.
В пример можно привести рекламу «Нового радио». На плакате Дмитрий Нагиев позировал в образе задержанного преступника, с синяками на лице. Бдительные граждане подали жалобу за унижение человеческого достоинства.
В результате «Новое радио» заплатило штраф за использование в рекламе непристойного и оскорбительного образа.
Лайфхак: привлекайте нужных вам людей выбором приза
Ещё один способ сузить аудиторию до целевой — это выбор приза. Вы можете дарить универсальный подарок, к примеру, сертификат на покупку любой косметики. И тогда за приз будут соревноваться примерно все — от молоденьких девушек до солидных мужчин, желающих порадовать супругу.
Но если вас интересуют только молодые девушки с проблемной кожей, сделайте тот же сертификат, но на конкретную линейку косметики для ухода и чистки кожи. Часть участников «отвалится», зато те, кто придёт в комментарии, точно будут заинтересованы в вашем предложении.
А как понять, какие покупатели будут наиболее активны?
- Используйте Личный кабинет Эвотора — инструмент стратегического управления бизнесом. Следите за динамикой продаж, и вы точно сможете определить, какие товары сейчас популярны и какие покупатели будут сражаться за них в конкурсе.
Конкурсы и закон «О лотереях»
Розыгрыши не должны иметь признаков лотереи.
Признаки лотереи:
- участие в конкурсе на платной основе;
- розыгрыш приза осуществляется при помощи оборудования —лототрона;
- призовой фонд сформирован за счёт продажи билетов;
- победители определяются самим организатором случайным образом, непрозрачным для участников.
Остаётся спорным вопрос об использовании рандомайзеров для определения победителей.
Согласно закону 138-ФЗ «О лотереях», такой способ относится к случайным. Но если других признаков лотереи нет, то допускается выбирать победителя этим способом — но обязательно показывать либо скриншоты, либо видеозапись с экрана, как выбирается номер. Так выбор становится прозрачным для участников.
Налоги и призы: не выше 4000 рублей
Если стоимость приза превышает 4000 рублей, то победитель конкурса обязан заплатить налог в размере 35%. Формула расчёта налога на примере:
- цена подарка составляет 40 000 рублей;
- налог взимается с суммы без необлагаемого минимума: 40 000 – 4000 = 36 000 рублей;
- итоговая сумма налога — 12 600 рублей.
Организатор обязан проинформировать об этом всех участников розыгрыша. Этот пункт обязательно должен быть внесён в правила конкурса.
Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:
1. Приз — деньги.
Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:
- Если победитель платит сам, организатору нужно просто отдать победителю всю сумму выигрыша: победитель сам заплатит налог и отчитается перед налоговиками.
- Если организатор берёт налоги на себя, ему нужно уменьшить выигрыш на сумму налога и перечислить её в налоговую. А до 1 апреля следующего года — заполнить и подать в налоговую справку 2-НДФЛ, в которой указать сумму дохода и удержанного налога физлица (победителя конкурса).
2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.
- Как подобрать приз удачно? Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора. С ним вы сможете отслеживать оборачиваемость, маржинальность и популярность товаров — и так находить подходящие для призов товары.
Советы: как организовать успешный конкурс
- Правильно поставленная цель — первое условие любой акции, розыгрыша или конкурса в социальных сетях. Прописывайте заранее цели, которые вы сможете измерить.
- Конкурсы могут быть простыми (подписка, лайк), творческими, живыми (в Сторис) и сборными (Giveaway).
- Если в вашем профиле мало подписчиков, можно провести конкурс совместно с более раскрученным аккаунтом — на его страницах, чтобы получить больше естественного охвата.
- Чем проще условия розыгрыша призов, тем больше пользователей привлечёт предложение.
- Условия и выбор приза помогут определить целевую аудиторию конкурса. Ограничивайте участие отдельным регионом/городом, если у вас локальный бизнес. Или выбирайте приз, интересный более узкой аудитории.
- Яркие фотографии, лаконичные и чёткие тексты — анонс конкурса имеет такое же значение, как правильно поставленная цель и механика.
- Правила розыгрыша прописываются максимально подробно, от полного наименования компании до порядка налогообложения подарка для победителей.
- Конкурс должен быть организован в соответствии с учётом требований законодательства. Нарушения закона о рекламе и лотереях влечёт за собой штрафа от 3 до 500 тысяч рублей.
#конкурсы в социальной сети #конкурсы в инстаграм #конкурсы в сторис #конкурсы во вконтакте #giveaway