Найти тему
Flowwow для бизнеса

Как начать зарабатывать на собственном хобби? 7 шагов: от старта до получения заказов

Оглавление

Если вы занимаетесь чем-то с увлечением (вяжете, шьете, готовите, печете пирожные, отливаете свечи или рисуете авторские открытки), рано или поздно приходите к такому уровню мастерства, когда можно начать получать от любимого дела не только удовольствие, но и доход. На Flowwow мы каждый день видим, как умение «чисто для себя» паять флорариум или плести из бисера превращается из хобби в бизнес за 7 стандартных шагов.

Шаг 1. Прокачка и самосовершенствование

Одно из главных отличий хобби от бизнеса — ответственность и необходимость постоянно развиваться. Если вы испечете для своей семьи неудачный (на ваш взгляд) торт, вам это ничем не грозит: посмеетесь над собой и спокойно забудете этот случай. Если речь идет о торте на заказ, вы неизбежно потеряете: а) деньги, б) клиента, в) репутацию, г) новые заказы, то есть снова деньги.

Чтобы зарабатывать на любимом деле, нужно достичь определенного уровня мастерства — быть уверенным в том, что вы делаете. Если в начале пути вы чувствуете, что недотягиваете, — изучайте, учитесь и пробуйте снова. Не бойтесь повторить ваше изделие 5, 10, 20 раз, работая над ошибками и оттачивая мастерство. Советуйтесь с близкими, предлагайте им тестировать ваш продукт и давать точную обратную связь.

Катя «Лаванда» Кузнецова, о которой мы написали целый подробный кейс, училась сама, но пересмотрела не меньше тысячи кулинарных мастер-классов.

Шаг 2. Поиск целевой аудитории

Мир вокруг настолько разнообразен, что на любые творения (даже самые безумные) найдется покупатель. Чтобы наработать клиентскую базу, вам потребуется проанализировать весь свой положительный опыт. Помогут в этом ответы на 4 вопроса:

1. Кому больше всего нравятся ваши работы (из всех, кому вы их показывали)?

2. Что привлекает людей в вашем товаре? На какие детали они указывают, когда говорят вам спасибо за заказ? Что хвалят — эстетическую составляющую, качество, скорость, стиль?

3. В какой ситуации они чаще и охотнее всего обращаются к вам? Заказывают для себя или для друзей? Часто или по праздникам?

4. Какие в целом люди любят ваш товар? Каков их пол, возраст, образование, профессия, сколько они зарабатывают и сколько готовы платить за ваши работы?

Например, вы расписываете хной экосумки и шопперы. Используете натуральные материалы, рисуете африканские орнаменты и сюжеты из аниме. Больше всего ваши работы привлекают женщин среднего достатка в возрасте от 35 до 50 лет, которые заботятся об окружающей среде, сортируют отходы и не сходят с ума по брендам. Вероятно, они любят дарить сумки и другие расписанные хной вещи своим дочерям-подросткам, которые смотрят аниме.

Вся похвала вашему товару, которую вы вспомните и соберете на этапе определения целевой аудитории, это еще и задел для развития вашего собственного бренда. На тех плюсах, которые отмечают люди в вашем товаре, и следует строить всю программу продвижения. Пишите, рассказывайте, показывайте, говорите о преимуществах, которые отметили в ваших товарах первые покупатели и пользователи.

Шаг 3. Анализ рынка

Прежде чем начать монетизировать хобби, необходимо посмотреть вокруг, изучить ту нишу, в которой вы оказываетесь, выставляя свой товар на продажу. Много ли у вас конкурентов?

Если, поискав в соцсетях, на досках объявлений и маркетплейсах, вы не нашли предложений, аналогичных вашему, — отлично! Но в большинстве случаев конкуренты есть, а это — еще лучше! Значит, вы сможете проанализировать их опыт: преобразовать минусы конкурентов в свои преимущества.

Шаг №1. Количественный анализ: составьте максимально полный список ваших конкурентов, которые пользуются популярностью. Укажите все значимые данные об их товаре: стоимость, сроки исполнения, материалы, условия доставки и т. д. Затем найдите, в чем уникальность предложения у каждого конкурента (скорее всего, УТП у многих будет схожим, и вы сможете выделить 2–3 решающие фишки для большинства предложений). P.S.: УТП бренды, как правило, прописывают на главной странице своего сайта или в описании/шапке профиля в соцсетях.

Шаг №2. Качественный анализ: из всех конкурентов в списке выберите те, у которых размещены похожие товары — ваш ассортимент совпадает по типу и виду товаров. Затем детально изучите, как построен бизнес у каждого из конкурентов (какой ассортимент, дополнительные “фишки”), в чем состоят особенности, как они отстраиваются друг от друга, как коммуницируют с клиентами в соцсетях и т.д.

Например, одни изготовители натуральных свечей заказывают ароматизаторы только из Франции и фотографируют свой товар на фоне постера с Эйфелевой башней. Другие делают упор на экологичности и используют упаковку из биоразлагаемых материалов. Третьи очень ярко и стильно расписывают сами подсвечники, уделяя внимание не только функционалу, но и стилю. Четвертые вообще работают под заказ и предлагают своим покупателям возможность “собрать свечу” самостоятельно.

Изучив конкурентов, вы сможете:

  1. Понять не только сильные, но и слабые стороны их предложений и использовать это при продвижении собственного товара.
  2. Более точно управлять ценой вашего товара.
  3. Продумать собственное уникальное предложение.

Шаг 4. Прайс-лист

Оценка своего товара — тонкий шаг: именно от цены зависит первоначальный интерес покупателей. Главное — найти баланс между той ценой, которую вы хотели бы получить за свой товар, и средней ценой по рынку на аналогичные товары.

3 совета в формировании стоимости на товар:

  1. Посчитайте себестоимость вашего товара. Заложите по максимуму все затраты, включая расходные материалы, инструменты, расходы на электроэнергию, если они значимы.
  2. Изучите рынок, определите среднюю цену по рынку.
  3. Установите цену, которая позволит вам не остаться внакладе, но будет привлекательна для покупателя. Сравниваем себестоимость и среднюю по рынку — формируем наценку.

2 стратегии формирования цены на товар:

  1. Изучить конкурентов и предложить цену ниже средней. Это стимулирует продажи на самом старте и вызывает естественный интерес к бренду. Однако будьте готовы к тому, что в будущем вам придется постепенно повышать цену на товар, обосновывая это конкретными изменениями (улучшение качества, более интересная упаковка, дополнительные возможности для клиента), чтобы рост цены не вызвал негатив у покупателей.
  2. Выставить товар дороже, чем у конкурентов. Это тоже возможный путь, если вы обосновываете свое решение аргументами, особенно весомыми для клиента. Например, если клиенты заинтересованы в экотоварах, вы можете обосновать цену тем, что ваше производство построено на методах, полностью дружелюбных к окружающей среде. Если клиенты ценят уникальность — предложите им неповторимый дизайн, проект или рецептуру. Сформировать такой аргумент поможет “Шаг 2. Поиск целевой аудитории”, о котором мы писали выше. У каждой ЦА могут быть свои “приоритеты” в выборе товара.

Например, наш партнер — основательница магазина вязаных игрушек «Сладкого сна» Елена сразу стала продавать свои игрушки и комплекты для новорожденных по цене выше, чем у конкурентов, обосновывая это тем, что производство у нее не поточное, каждое изделие требует проработки и творческого решения. Это позволило Елене отстроиться от конкурентов и продавать сразу по хорошей цене.

Шаг 5. Самозанятость

Если вы не ИП, то самое выгодное решение для монетизации хобби — это оформление налога на профессиональную деятельность (самозанятости). В чем плюсы этого решения?

  1. Ваша деятельность становится совершенно легальной. Главное — внимательно прочитать правила для самозанятых: важно, чтобы у вас не было нанятых сотрудников, ваш годовой доход не превышал 2,4 млн рублей, а товары, которые вы продаете, были только собственного производства.
  2. Самозанятость открывает вам двери на крупные маркетплейсы и другие площадки. Сегодня самозанятые граждане могут продавать почти на всех маркетплейсах, в том числе и у нас — на Flowwow.
  3. Вам никто не мешает продолжать работать на основной работе. НПД не влияет на трудовой стаж и отлично монтируется с работой по найму.
  4. Оформление НПД позволяет автоматизировать все сложные моменты: не нужно самостоятельно рассчитывать сумму налога, открывать специальный расчетный счет. Приложение nalog.ru в смартфоне решит все оргвопросы.

Шаг 6. Выбор площадки

Хорошая идея — попробовать выставиться сразу на 2–3 площадках и следить за результатом. Об этом твердят все наши продавцы: то, что по какой-то причине не зашло на одной площадке, может быть встречено с восторгом на другой.

Советуем:

  1. Не выставляться больше чем на 3 площадках одновременно: за такой системой будет очень сложно уследить.
  2. Иметь в запасе несколько единиц выставляемого товара на случай, если у вас закажут его сразу на нескольких площадках. Если вы не готовы создать несколько одинаковых игрушек, аксессуаров или пледов, попробуйте сделать похожие, чтобы вам было что предложить покупателям в случае накладки.
  3. Внимательно изучить правила всех площадок, открытых для самозанятых. Каждая из них работает по своим правилам: например, на OZON нельзя продавать кондитерские изделия, а на Flowwow не разрешается выставлять самостоятельно собранные букеты и цветочные композиции (кроме сухоцветов), если вы самозанятый.

Если вы понимаете, что готовы монетизировать хобби, очень рады за вас! Приходите на Flowwow! У нас — бесплатная регистрация и размещение товаров, работа прямо в приложении, есть возможность продавать без комиссии по прямой ссылке на магазин, а наша команда с удовольствием поможет оформить витрину и начать получать заказы уже на следующий день.