Последние годы своей жизни Александр Григорьевич болел и лежал на диване в своей "хрущевке", в квартире на пятом этаже, на улице Революционной в Самаре. Бывший физинструктор локомотивного депо имени Кржижановского Куйбышевской железной дороги. Но не прост был этот человек. Он не только Легенда самарского спорта, но и Легенда мирового спорта! Над ним на ковре были развешаны раритетные свитеры хоккейной сборной СССР. На трельяже разложены награды.
Александр Георгиевич Комаров- легендарный нападающий, ставший вместе с нашей сборной в 1954 году первым в истории отечественного хоккея чемпионом мира.
Первая официальная игра сборной СССР состоялась 11 марта 1953 года. Тогда же случилась и наша первая официальная победа - 6:0 над командой Норвегии. Один гол на счету форварда ЦДСА Александра Комарова. Кстати, в защите играл игрок ВВС Павел Жибуртович. Комаров впоследствии переедет в город Куйбышев и свяжет свою жизнь с нашим городом. А Жибуртович был родом из Самары (с 1936 года- город Куйбышев), играл на стадионе "Спартак", но потом был вызван в столичный ВВС (приказ Василия Сталина) и так и остался играть в столице. Вот такие жизненные коллизии...
А в 1954 году сборная СССР играет на чемпионате мира и побеждает!
Родился и вырос Александр Георгиевич в городе Москве. Любовь к спорту Саше стал прививать старший брат. Вместе с братом Саша проводил целые дни на стадионе «Парижская коммуна» и играл в хоккей. Но тогда в СССР был только хоккей с мячом. Канадской шайбы еще не было.
Жил Комаров на Таганке, где недалеко находилась известная тюрьма. Туда то по вечерам и стремился Саша, так как тюрьма очень хорошо освещалась, и можно было тренироваться. Но в 12 лет Комаров чуть не стал циркачом. Представитель одной известной цирковой династии заметил гибкого паренька и пришел уговорить родителей Саши для занятий в цирке. Старший брат, Василий, пользовавшийся большим авторитетом у мальчишки, отговорил Александра от работы в цирке. «Ты и так маленький» - резюмировал братишка.
— Я коренной москвич, — рассказывал Александр Георгиевич. — Родился в 1923 году в многодетной семье. У меня было трое братьев и сестра. Родители — обычные рабочие. Мое полуголодное детство прошло на Малых Каменщиках, по соседству со знаменитой Таганской тюрьмой и стадионом «Парижская коммуна», впоследствии переименованном в «Пролетарскую победу». С ранних лет я воспитывался во дворе, занимаясь всеми видами спорта — от футбола и легкой атлетики до акробатики и русского хоккея. В первенстве Москвы 1939 года наша юношеская команда стала победительницей.
Вскоре великий Тарасов заметил Комарова. Он играл тогда за артель московского Промзавода. И пригласил парня играть в юношескую сборную. Куда тот не без колебаний вскоре и перешел. И уже в 17 лет Александр стал чемпионом Москвы по русскому хоккею (хоккей с мячом).
Спустя какое-то время началась война. С 1941 по 1949 год Комаров служил в Красной Армии на Дальнем Востоке. Работника артели столичного Промзавода Комарова призвали на трудовой фронт. До октября 1941 года он строил противотанковые укрепления, доты, ходы сообщения в прифронтовой полосе. В ноябре призвали в армию и отправили служить на Дальний Восток, в Даурию. Строили также инженерные сооружения. Боевая жизнь началась для него в 1945 году. Успел побыть минометчиком, разведчиком. Войну закончил старшим сержантом.
— Война для меня была быстротечной, но сколько друзей я тогда потерял, — вспоминал Александр Георгиевич. — Мне повезло, что остался жив, ведь служил в разведке. Много раз был на волосок от смерти. Спасали отменная спортивная подготовка и умение быстро принимать верное решение. Этому научил хоккей.
Александр Комаров- Кавалер орденов отечественной войны, Красной Звезды и медали «За отвагу».
Срок его демобилизации наступал в 1947-м, но маршал Советского Союза Малиновский, узнав о таланте Комарова, предложил ему остаться на сверхсрочную службу в Хабаровске. Два года Александр выступал за хабаровский СКА в амплуа нападающего. Пока о нем не вспомнил Анатолий Тарасов. Лидера отпускать не хотели. Скандал по этому поводу был страшный. Только с пятой попытки будущего чемпиона мира отпустили в Москву в ЦДКА.
Но в Москве его ждал уже не русский, а канадский хоккей. Конечно, вначале Александру Григорьевичу было тяжело справляться с длинными клюшками. Но потом привык. В свой дебютный год Комаров стал чемпионом страны. В команде его выбрали помощником капитана.
– Спортивная база армейцев располагалась на Воробьевых горах, – вспоминал Александр Комаров. – Василий Иосифович (сын Сталина- О.И.) приезжал после службы – шинель нараспашку, глаза горят, думалось, сейчас сам на коньки встанет. Но он только радовался нашим победам, а после игры всегда горячо благодарил команду.
1948—1949 — СКА (Хабаровск)
1949—1958 — ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО.
В чемпионатах СССР - 170 игр, 105 гол. Чемпион СССР 1950, 1955, 1956, 1958. 2-й призёр чемпионатов СССР 1952—1954, 1957. Обладатель Кубка СССР 1954—1956.
1954 год. Чемпионат мира. Русских в Швеции никто всерьез не воспринимал. Ведь туда съехались асы из Канады, Швеции, Чехии. В первый же день своего прилета в Стокгольм, хоккеисты решили прогуляться по городу. И в витрине одного магазина увидели муляжи хоккеистов из всех стран. Хоккеист с надписью «СССР» был самым маленьким, даже меньше швейцарца.
— В Швецию отправились с хорошим настроением — дать бой соперникам, — рассказывал Комаров. — Три стартовых матча — три победы. В первой игре разгромили финнов (7:1), затем Норвегию (7:0), далее — победа над ФРГ (6:2). После того как обыграли чехов (5:2) и Швейцарию (4:2), задумались о чемпионстве. Впереди были грозные шведы. Меня приставили опекать знаменитого Свена Тумбу-Юханссона. А мои данные против мощного форварда — 167 сантиметров роста и 64 килограмма веса. Он на две головы выше. Но с задачей выключить его из игры с помощью активного прессинга я справился отменно и не дал ему показать все, на что он был способен. Тумба не забил ни одной шайбы, а матч мы свели вничью — 1:1. На заключительном банкете Юханссон подошел ко мне и в знак признательности за игру вручил медаль. Свою, чемпиона Швеции. И сказал: «Так плотно со мной еще никто не играл. Ты настоящий мастер». Я, конечно же, был польщен словами именитого игрока. В последнем, решающем матче разделали канадцев, что называется, под орех — 7:2. Хоккей в Скандинавии любили и тогда. На следующий день все газеты вышли с карикатурой: мы преподаем урок канадцам. И фигурки игроков угадывались знакомые. Я единственный, кто был в шлеме танкиста, остальные — в велошлемах... Когда-то хотел служить в танковых войсках. Хоккейные шлемы появились гораздо позже.
СССР – КАНАДА – 7:2 (4:0, 3:1, 0:1)
7 марта 1954 года. Стокгольм. 16 726 зрителей
Шайбы: Гурышев (Хлыстов, 5:25) – 1:0, Шувалов (Бабич, 11:22 – в большинстве) – 2:0, Бобров (17:20) – 3:0, Бычков (Гурышев, 19:37) – 4:0, Галлан (23:48) – 4:1, Шувалов (Бобров, Бабич, 30:36) – 5:1, Кузин (Уваров, Крылов, 32:13) – 6:1, Кучевский (37:37 – в большинстве) – 7:1, Шилл (47:23) – 7:2.
Сборная СССР – 1954:
Вратари: Григорий Мкртычан, Николай Пучков (оба – ЦДСА).
Защитники: Александр Виноградов, Павел Жибуртович, Генрих Сидоренков, Дмитрий Уколов (все – ЦДСА), Альфред Кучевский («Крылья Советов» Москва).
Нападающие: Евгений Бабич, Всеволод Бобров, Александр Комаров, Виктор Шувалов (все – ЦДСА), Михаил Бычков, Алексей Гурышев, Николай Хлыстов (все – «Крылья Советов» Москва), Юрий Крылов, Валентин Кузин, Александр Уваров (все – «Динамо» Москва).
Уже в ХХI веке Комаров рассказывал о том историческом матче и невольно расправлял плечи:
– Были ли канадцы и все прочие, менее техничные, сильные, решительные? Нет, конечно. Но я убежден – они оказались слабее, потому что играли за деньги. А мы играли за Родину. И мы победили. Мне, кстати, непонятно, почему те, кто пришел в сборную после нас – Третьяк, например, – теперь говорят в интервью, что, мол, в последующих суперсериях победил хоккей, а не сборная СССР. Ни хрена! Хоккей – хоккеем, а победу не трогай. Мы выиграли. Советский Союз победил Канаду и Америку. И этим все сказано.
В Стокгольме чествования хоккеистов не было. Организаторы собрали представителей всех команд и вручили им медали. В этот же день хоккеисты поехали домой. По прибытии ребят наградили. Каждому было выделено по 15 тысяч рублей. В те годы на эти деньги можно было купить автомобиль. А позже первый секретарь ЦК ВЛКСМ, будущий член Политбюро ЦК КПСС А. Шелепин вручил каждому грамоту и именные часы. А министр обороны, лично от своего имени прислал ребятам ружья «Зауэр». Это дело ребята решили «обмыть» в ресторане «Пекин». После водки Александр Комаров так танцевал, что когда он остановился, присутствующие 15 минут ему аплодировали. Ведь неспроста с юности многие сулили ему будущее великого танцовщика.
В 1954 году Комаров получает заслуженного мастера спорта СССР.
На следующем чемпионате мира сборная СССР вместе с Комаровым завоевала «серебро». Комаров на чемпионатах мира провел 7 матчей, забросил 2 шайбы. Два раза, в 1954 и 1955 годах, он становился чемпионом Европы.
Позже, Александр Комаров получил два тренерских образования. Тренировал ленинградскую команду СКА (1958—1962). Когда в 1958 году его пригласили туда, Комарову было уже 35 лет.
Потом армейское руководство предоставило на выбор Комарову ехать тренировать армейцев либо в Куйбышев, либо в Новосибирск. Комаров выбрал Куйбышев. 1964—1968 — старший тренер СКА (Куйбышев).
В 1968-м году Комаров уволился из армии в звании капитана. Вскоре он перешел на работу физинструктором в локомотивное депо имени Кржижановского (25 лет там в итоге отработал). Многие годы Александр Георгиевич возглавлял областной клуб «Золотая шайба». До 75 лет выходил он на лед с клюшкой в руках за команду локомотивного депо в первенстве Куйбышевской железной дороги.
Был период, когда армейские спортивные функционеры обращались к нему за помощью. В 1973 году руководство ПриВО попросило Комарова вернуться в куйбышевский СКА. Помочь команде выбраться со дна турнирной таблицы первой лиги. Эксперимент, увы, не удался, а потом команда и вовсе прекратила существование. Через год легендарный хоккеист вернулся к прежней работе в депо.
В 2004 году избран в Зал Славы отечественного хоккея. В 2000 году супруга ушла из жизни. Затем случились два инсульта. Сын от первого брака в Москве, возможности часто ездить не было...
Рассказывает Евгений Тюрин, ветеран самарского хоккея: "За Александром Георгиевичем после инсультов требовался ежедневный уход. Сначала очищать квартиру от грязи помогали знакомые, потом мы, ветераны хоккея. После перенесенных инсультов речь у него стала бессвязной, провалы в памяти, здоровье резко пошатнулось. Собрали мы близких Комарову людей и решили: надо спасать! Создали нечто вроде попечительской команды. Заручились поддержкой президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка и стали писать по все инстанции письма с просьбой о поддержке. Кое-что удалось сдвинуть. К Комарову наконец-то прикрепили соцработника. Мне вместе с Вячеславом Кобылянским поручили вести его финансовые дела. Помогли нам подлечить Комарова в окружном госпитале ветеранов войны, а недавно пробили ему путевку в санаторий имени Можайского. Но все это, конечно же, полумеры. Все пока держится на энтузиазме общественников…"
Из рассказа воспитанника Комарова Вячеслава Кобылянского в 2012 году: "Скажу откровенно: стучаться в кабинеты власти по поводу спасения Комарова чрезвычайно тяжело. Это отнимает уйму нервов и времени. А многие не верят, что спасаем человека-легенду. В каждом прошении видится какой-то подвох. Приходится объяснять и доказывать очевидные вещи".
Рассказывает журналист Сергей Волков: "Старенькая «хрущевка» на улице Революционной в Самаре. Февраль 2012 года. Поднимаюсь на пятый этаж. Комаров лежит на диване, болеет. Над ним на ковре развешаны раритетные свитеры хоккейной сборной СССР. Вот он, главный, бирюзового цвета — 1954 года. На трельяже разложены награды: медали, значки, дипломы, ордена — нечто вроде музея. И фотография второй жены — Антонины Ивановны. Счастливую половинку он обрел в Куйбышеве.
Когда положение стало угрожающим, сын отвез отца в Алексеевку, в частный дом к родственникам. В нем мы, кстати, и чествовали Александра Георгиевича в 2013 году, когда ему исполнилось 90 лет. Он выпил за свое здоровье рюмку, был бодр и весел. С сыном сыграл в бильярд. И даже взял в руки клюшку своим левым хватом, чтобы сделать, как потом выяснится, прощальную фотографию. Выглядел бодрячком. Увы, через несколько месяцев его не стало.
Провожали Комарова в последний путь из ледового Дворца на Молодогвардейской. Такой чести в Самаре удостаивали немногих. Похоронили его на городском кладбище «Рубежное», рядом с женой. Деньги на дорогое оригинальное надгробие из мрамора собирали всем миром".
Александр Георгиевич Комаров ушел из жизни 22 ноября 2013 года в Самаре. Легенда самарского спорта. Первый советский чемпион мира по хоккею жил, работал и остался навечно в Самаре
ИСТОЧНИКИ:
- https://fhr.ru/news/item/59280/
- https://fhr.ru/news/item/2185/
- https://fhr.ru/news/item/2194/
- https://fhr.ru/news/item/4232/
- https://fhr.ru/news/item/4458/
- https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/days/2015/03/07/7-marta-1954-goda---sbornaya-sssr-po-hokkeyu-vpervyie-pobezhdaet-na-chempionate-mira-i-evropyi.html
- Самарская газета от 26.06.2012
- Сергей Волков. Первый советский чемпион мира по хоккею жил, работал и остался навечно в Самаре. Самарская газета от 10.05.2020
- Олег Иванец. Легенды самарского спорта. Братья Жибуртовичи
- Сергей Волков. Забытая легенда
- Дмитрий Попов. Хоккеист первой сборной. Гудок, 18/07/2003
- http://gubernya63.ru/gubernya-sport/sport-alfavit/komarov-aleksandr.html