Несколько лет назад я отправилась на модную выставку в Доме Художника на Крымском Валу. Не помню уже, что это была за выставка, кажется, Михаила Ларионова, которая безусловно привлекала внимание, но вот эту, вторую, я запомнила очень хорошо, хотя и забрела на нее случайно
Как говорится, кто про что, а вшивый про баню😊
Народу было немного, и я могла свободно рассмотреть работы. Акварели очень симпатичные, изящные. Что меня в них поразило, так это то, насколько изображенные на них растения похожи на те, которые мы выращиваем у себя в садах и в доме!
За сто с лишним лет практически ничего не изменилось!
Мы привыкли в поисках вдохновения смотреть на Запад: англичан с их многовековой историей садоводства, французов с их регулярными парками, голландцев с их луковичными, на Восток - с древними китайскими и японскими традициями
Все это привлекает и завораживает, а вот об отечественной исторической культуре садоводства я, например, знаю непростительно мало, хотя и должна! Понятно, что и у нас есть прекрасные сады и парки, но вот об обычных частных садах в истрической ретроспективе, о том, какие растения выращивали в комнатной культуре, я даже особо и не задумывалась
Поэтому эта небольшая выставка так привлекла мое внимание!
Ольга Александровна – младшая сестра Николая II и самый младший ребенок в семье императора Александра III. Ребенок «порфирородный» – это значит, что она появилась на свет в 1882 г., когда ее отец уже вступил на престол.
Всех детей в семье учили рисованию, так же, как и множеству других предметов. Их учителями были признанные живописцы, включая Маковского, Жуковского и Виноградова. Но только Великая Княжна Ольга всерьез увлеклась рисованием. Чуть позже еще одним ее страстным увлечением стала редкая тогда фотография. Она даже сама проявляла снимки
Она рисовала практически все, что видела. Ее акварели выполнены в почти утраченной технике русской многослойной живописи.
Чаще всего многослойная акварельная живопись - это живопись с предварительным общим или моделирующим тоном, в некоторых случаях называемым подмалевком, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные слои краски, достигая определенной цветовой силы
Любовь к рисованию у Ольги Александровны была наследственной. Ее мать Мария Федоровна (урожденная датская принцесса Мария София Фредерика и Дагмар) так же много и хорошо рисовала, но, к сожалению, большинство ее работ не сохранились.
А обожаемый отец, Император Адександр III, когда-то показал любимой дочери собственно ручно разрисованный альбом
«А однажды отец показал мне очень старый альбом, полный захватывающих и забавных рисованных историй, исполненных пером и чернилами, которые повествовали о воображаемом городе Мопсополисе, населенном сказочными существами – мопсами, – много лет спустя рассказывала великая княгиня Ольга Александровна. – Он показал мне это по секрету. Была крайне польщена тем, что он поделился со мной секретами своего детства».
Мать не очень любила Ольгу, возможно, ревновала к мужу, который ее обожал. Но желала постоянно держать ее при себе в качестве компаньонки. Александр III скончался, когда Великой Княжне было всего 12 лет, и как-только ей исполнилось 18, мать быстро нашла ей жениха - Принца Петра Александровича Ольденбургского, старше ее на 14 лет. Она очень не хотела, чтобы Ольга оставляла ее в одиночестве, уезжая в другие края
Про этот брак есть много разных кривотолков, якобы князь Петр был завзятый игрок и проиграл миллион, полученый Ольгой Александровной в наследство после ее умершего брата Георгия, а также, что он вообще не интересовался женщинами
Но есть и прямо противоположные мнения, что он был добрейшей души человеком, очень много занимавшимся благотворительностью, и обожавшим свою молодую жену. Это был потрясающе умный и образованный человек, сделавший военную карьеру, кроме того, он был ближайшим другом Императора Николая II, хотя и считал его политику безумной
Если интересно подробно можно почитать здесь
Но как бы там ни было, этот династический брак, равнородный, очень удачный с политической точки зрения, не сложился. Ольга Александровна не любила своего мужа, а тот питал к ней только нежные родственные чувства, и по ее собственным воспоминаниям, за 15 лет совместной жизни у них ни разу не было супружеских отношений. А ей очень хотелось детей!
В 1903 году на параде в Павловске она увидела капитана гвардейских кирасиров Николая Александровича Куликовского и влюбилась...
Ее не устраивали тайные отношения с возлюбленным, при сохранении видимости брака, как это было принято при дворе
Она, единственная из царской семьи, добилась у своего брата разрешения на развод и повторно вышла замуж за обычного дворянина. Николай поначалу очень сопротивлялся, дал ей 7летний срок, чтобы одуматься, но все же уступил под напором сестры. Правда ее борьба заняла целых 13 лет!
В 1914г. Великая Княгиня отправилась на передовую за своим возлюбленным и ухаживала за ранеными. Именно при посещении военного госпиталя, в1916 г. под впечатлением, Николай II дал наконец разрешение на развод и повторный брак
Замуж она выходила девственицей!Этот брак был гораздо более счастливым, и самое главное позволил Великой Княгине быть счастливой и иметь детей, а также избежать репрессий после революции, всей семьей вместе с матерью иммигрировать в Данию, на ее родину
Пока была жива вдовствующая императрица, все семейство располагалось в датском дворце Амалиенборг. Но когда та скончалась, им пришлось искать другое пристанище
В наследство от матери Ольге Александровне досталась шкатулка с фамильными драгоценностями, которые стоили 360 тысяч фунтов. Но ее по какой-то причине забрала английская королева, выплатив за драгоценности всего 40 тыс
На эти деньги была куплена ферма, на которой Ольга Александровна была абсолютно счастлива
Она еще с юности имела очень простые манеры, и жить любила в простоте: ходила пешком, нянчилась с крестьянскими детьми и ей очень не нравилось, что мать заставляла ее участвовать в светской жизни, наряжаться и носить драгоценности
Но через некоторое время ферму пришлось продать и иммигрировать в Канаду, потому что советские власти требовали у Дании выдать Великую Княгиню, для того, чтобы вести расследование о преступлениях царской семьи
Там Великая Княгиня жила до конца жизни, никогда не переставая рисовать. В тяжелые времена она даже подрабатывала, продавая свои работы
Сохранилось их великое множество, потому что Ольга Александровна, хотя и не была профессиональной художницей, но очень часто отдавала свои работы для благотворительных аукционов
С них печатались открытки и очень много работ было подарено родственникам и просто знакомым
Поразительно, какими близким и родными смотрятся эти работы, навевают воспоминания о моем собственном детстве, таком далеком и таком близком
С тех пор наша жизнь так сильно изменилась! Но все те же цикламены, кливия и азалии стоят на моих подоконниках, поддерживая связь времен...