Найти тему
Лысозоп&Co

Поговорим о мотивациях? Или как мы манипулируем собаками

С каждым новым щенком ощущаешь себя новобранцем перед присягой: что там ждёт? Какое это прекрасное далёко?

Ну или студентом-первокурсником, который только спешит познакомиться с наукой.

Или...

Бегут мои лысости. Играют.
Бегут мои лысости. Играют.

История взаимоотношений человека и собаки длится не одно тысячелетие. И всегда люди пытались сделать собак удобными для себя любимых. Углубляться во тьму веков не вижу смысла. Поговорим о свеженьком.

Век двадцать первый – век показушного псевдогуманизма. Почему показушного и псевдо? Да потому, что надо выглядеть добреньким, а каков ты, что ты реально делаешь – не так важно. Интернет создаёт кривую картину мира, а громкий глас дилетантов подминает робкие возражения специалистов. Или не подминает, а специалисты меняют вектор. Так тоже бывает.

Подходы к дрессировке меняются. Я как-то раздобыла книгу дореволюционную, уже более чем столетней свежести. Так там всё обучение было основано на избегании собакой боли и дискомфорта, так называемая «парфорсная дрессировка». Ну и «воспитание у собак сознательности», куда ж без этого. И ведь работало, шорт побери! Что собак так дрессировали, что солдатиков, но работали черти! Вспомните хотя бы знаменитого добермана Трефа.

Фото из всемирной паутины. Одно из первых в поиске.
Фото из всемирной паутины. Одно из первых в поиске.

Потом был период контрастного метода. Его сторонники ещё живы и активны. Особенно в «прикладных» нормативах. То есть собаке можно и поцелуйчик с пироженкой выдать, и волшебный пендель с электроразрядом. И это тоже работает. Разумеется.

Вот моя дева. Полгода ребёнку, лежит на выдержке
Вот моя дева. Полгода ребёнку, лежит на выдержке

Относительно новым и ооооооочень популярным веянием является «бесконфликтная дрессировка». На англоязычных ресурсах ещё пишут о дрессировке через награду и дрессировке через игру, противопоставляя её дрессировке через награду (текста много, суть одна, блаблалогия разная).

Все эти методы являются вкусопоощрительными или базируются на пищевой мотивации. То, что у собаки пищевая мотивация может быть не преобладающей, рассматривается как человеческая лень, ненужная жалость и перекорм. Аргумент – если собака не «пищевик», она не выживет.

Кушать подано! Любят собачки повеселиться, особенно пожрать.
Кушать подано! Любят собачки повеселиться, особенно пожрать.

Да, потребность в еде является одной из базовых. Но вот незадача, для одних это – сверхценно, а для других – топливо для тела есть, ну и ладушки, айда играть!

То есть преобладание пищевой мотивации является вариантом акцентуации. Это может случиться «само по себе», а может быть результатом депривации, сиречь ограничений, обычно искуственных. Такой индивид, хоть пёс это, хоть человек, при наличии выбора поесть и по...ся, поесть и поиграть, поесть и подраться выберет сначала поесть. А мало ли?

Кстати, обратной стороной развития «пищевой мотивации» является тысяча и одно неудобство жизни с пищевиком. Собака, не знающая чувства сытости, при наличии возможности переедает, пылесосит, ворует и прочая. Разработано множество методик, призванных бороться с этими негативными моментами. В значительной степени методик рабочих, но... об этом в другой раз.

Таких людей, зависимых от пищи, тоже немало. Но к ним общество эпохи интернетика неласково. Позором клеймит. А с собаками-пищевиками удобно в учении, да и выглядит это куда пригляднее рывка поводком.

Я встречала в сети мнение, что «развитая пищевая мотивация» - как люди за зарплату: не работаешь, не получишь. Или премию урежут.

Но только так не со всеми работает. Я вообще могу годами за спасибо и уважение, а при наличии внутренних противоречий покидаю хлебные места.

Да и сами посудите: если врач или полицейский только за деньги работают, что на выходе будет? Страшно? Хорошо, что они не собаки.

То, что собаки-деприванты выглядят счастливыми и предлагают варианты добычи еды – совершенно неудивительно. Люди с зависимостью тоже весьма позитивны и изобретательны.

Собака, ориентированная на еду, всегда выглядит ну оооочень заинтересованной в процессе
Собака, ориентированная на еду, всегда выглядит ну оооочень заинтересованной в процессе
У меня любимый мужчина имел опыт голодания в студенчестве с непонятными перспективами в течение двух недель. Он нашёл варианты быть поваром для друзей-соседей, у него был доступ к столовой раз в сутки в будни. Без ограничения по количеству. Но аномальное пищевое поведение с попытками схомячить всё в доступе, с постройкой жизни вокруг еды, с набором веса, изобретательностью как добыть вкусное и почему десерт необходим после плотного ужина и прочие прелести сохранялись (и, в какой-то мере сохраняются) в возрасте 50 годиков.

Вот только... вот только не считается это злом в отношении собак. По сути, собака – инструмент. И всё обучение на высоком уровне – манипуляция. Чем манипуляция едой хуже любой другой?

Справедливости ради, спортсмены манипулируют не только едой, но и игрой и общением. Социальная и игровые мотивации тоже важны. И манипулируют вплоть до содержания собак в вольерах и клетках между тренировками. И это тоже работает. И это тоже считается меньшим злом, чем рывок поводком.
А некоторые трюки и команды можно разучивать только на положительном подкреплении. Особенно когда речь идёт о "нюхать". Но и прыгать тоже. Хотя для моих лысиков возможность попрыгать - сама по себе поощрение.
А некоторые трюки и команды можно разучивать только на положительном подкреплении. Особенно когда речь идёт о "нюхать". Но и прыгать тоже. Хотя для моих лысиков возможность попрыгать - сама по себе поощрение.

О рывках поводком тоже стоит поговорить особо: любое натяжение оного зоолюбительницы (да-да, женщины преобладают), воспринимают как личную трагедию. Считается, что всё, что не на позитиве – привет выбитым позвонкам, сломанной трахее и искорёженной гортани. Самые радикальные готовы принять только шлейки. В идеале – анатомичные (что логично, ибо сдавленные плечевые суставы беспокоят собак куда сильнее, нежели чем ошейник при движении «в натяжечку»).

-7
Вспомнила историю: было старшему из Лысых месяцев десять, а я ногу сломала. С его помощью, разумеется. Да сие сейчас неважно. Важно, что месяц я с лодки на пристань без помощи выбраться не могла, то есть с собакой не гуляла. С Виталиком же Томик согласился только нужду справлять. А полноценно гулять – скууучнааа. В общем, приобрёл Томас дурную привычку тянуть к ближайшей пальме: ему прикольно, мой любимый мужчина думает, что это хоть какие-то упражнения. Но я же калека! Гипс сняли, надели ортез на больную ногу. Но ... но проворной я не стала.
Выходим утром на «попис». Томик голосит: «Пальма». Я шиплю: «Стой, солнце (пытаюсь как истиный позитивщик переключить внимание с туалета на еду)». Мироздание вносит коррективы...
Палуба мокрая от росы. Причал мокрый от росы. Поводок цепляется за ортез.
Пока я закрываю входную дверь от кота побыстрее, пёс перелетает с палубы на причал, на натянувшемся поводке пружинит и скользит по утренней росе в море. Прохладная солёная ванна по имени Персидский залив излечивает от желания тянуть за один приём. Никакого правила «месяц подкрепляем плохую привычку, 1-2 месяца прививаем хорошую»

Как же я работаю со своими? Напишу в следующий раз.