В данной статье поделюсь своим опытом создания точки по продаже сотовых аксессуаров.
Осознание неизбежности или как побороть страх и решиться попробовать что-то новое
Будучи студентом, который выиграв грант поступил на нежеланную специальность, с хорошими показателями отучился до последнего курса и понял, что перспектива работать "от звонка до звонка" в угольной шахте за относительно небольшую зарплату, взять квартиру в ипотеку, машину в кредит и надеяться дожить до пенсии, не самая лучшая. Осознав, что надо искать выход до окончания ВУЗа, пока родители не пристроили своего нерадивого сына на "высокооплачиваему" должность чернорабочего, в прямом смысле этого слова, впал в депрессию от постоянного потока мыслей. Об этом будет отдельная статья.
Немаловажным фактором стала работа мойщиком автомобилей в автосалоне после летней сессии, где быстро перерос с мойщика в техника по перегону, далее в менеджера по продаже автомобилей. Именно на этой должности пришло осознание того, что возможно все, главное не бояться. Должность менеджера казалась какой-то недосягаемой простому люду вершиной, тем более для человека не связанного с продажей от слова совсем. Но проработав там 4 месяца, не смотря на заработок, не устроила перспектива работать на "дядю", получать от кого-то нагоняй, рвать когти для выполнения плана.
В дальнейших поисках себя промелькнула страшная мысль попробовать запустить что-то свое. Но с помощью моей спутницы, которая верит в меня больше, чем я сам, эта мысль из страшной перешла в азартную. Решили начинать вместе. Начались бессонные ночи в раздумиях над нишей. Рассматривали все, начиная от косметики, заканчивая одеждой. Утомившись от стагнации, продлившейся месяц, в период выбора направления нашего дела, наткнулись на решение, которое лежало на поверхности. Выбор пал на открытие отдела сотовых аксессуаров, так как на тот момент девушка работала в этой сфере.
От слов к делу: поиск капитала, места, поставщиков
Как известно, для человека свойственно совершать ошибки. Мы тоже оказались не особенными и не избежали эту участь. После определения сферы деятельности, сразу открыли ИП на упрощенке (Индивидуальное Предпринимательство на упрощенной системе налогообложения). Но не учли тот факт, что на поиск места, оптовиков и начального капитала требуется немало времени и усилий. Капитал нашелся довольно быстро. Решили просто взять кредит, как только найдем место. Приступив к поиску места для будущего отдела, обнаружили, что найти хотя бы 6 кв. м. в центре среднестатистического города с населением 500 тысяч человек, довольно сложно. Обзвонили все торговые центры, объездили все торговые дома, подходящего места не нашлось. Либо была несправедливо дорогая аренда, либо места сдавались только для расширения существующего бизнеса. Спустя месяц опустив руки, расстроившись, чуть было не открылись в жилом районе на окраине города. Но волею случая заметили, что обошли стороной один ТД в самом центре города. Позвонив туда, были удивлены, узнав, что осталось одно место. На радостях сразу прибыли туда. Место показалось проходимым, так как единственные банкоматы находились на 3 этаже и весь поток людей неизбежно проходил бы через нас. Не долго думая, дабы нас не опередили сразу составили предварительный договор, благо ИП уже было создано. В тот же день взяли в кредит 1 млн тенге (~200 тыс рублей) и приступили к поиску оптовиков и витрин. Так как была только неделя на заезд, прошерстили все площадки по продаже б/у товаров и не нашли подходящие витрины из-за особенности расположения. Приняли решения заказать новые витрины по индивидуальным размерам, на что потратили чуть меньше половины капитала. Далее приступили к поиску поставщика. Рассмотрели несколько городов и учитывая время, стоимость доставки было принято решение закупаться в своем городе напрямую. Как всегда это бывает, за день до заеда у изготовителя витрин сломалось торцовочное оборудование и они сообщили, что будет задержка на пару дней. Так как горели сроки, решили отказаться от этих витрин, благо нашли подходящие б/у уже готовые. Но не тут то было, изготовитель отказался осуществлять возврат средств (был оплачен задаток пол суммы) и после долгого и упорного спора по телефону в течении 4 часов, они все-таки согласились привезти и установить согласно сроку.
Заезд и начало трудовых будней
Витрины изготовили в срок, но у изготовителя снова начались проблемы с транспортировкой, с людьми или просто из-за банальной безотвественности, не смотря на то, что кампания работает по всему СНГ. Привезли поздно вечером, за 20 минут до закрытия Торгового Дома. Оценивать качество выполненной работы не было времени, да и усталость сделала свое дело, о чем мы вскоре пожалели. Были заказаны 3 витрины высотой 2 метра с внутренними дверцами и 2 витрины высотой 900мм, с двумя отсеками. На каждой дверце и выдвижном отсеке стоит замок с индивидуальным ключом. По итогу приходится таскать связку из 13 одинаковых по виду ключей. Проводку от подсветки витрин, у которой остаточная длина 30 см, вывели в наружнюю сторону, испортив красоту витрин. Учитывая "конскую" цену заплаченную за работу, остались очень не довольны. Но деваться было некуда и пришлось дорабатывать все самому.
Первый день прошел раскладкой товара и некоторых ремонтных работ по витринам. Оценили неплохую, на первый взгляд, проходимость. Учитывая, что на дворе стояло первое декабря (праздничный и выходной день в Казахстане), народу было много, всем было интересно, но никто не подходил. Скорее всего смущала наша занятость. За весь день обслужили одного человека.
Второй день. Официальное открытие, которое планировалось с шарами и украшениями, прошло без ничего. Решили просто начать работать, в связи с ограниченным капиталом, который благополучно закончился после оплаты аренды "наперед". По итогу дня, заработана сумма никак не удовлетворившая нас. Проступило чувство страха с нотками паники, гасившаяся мыслю, что это только начало и не стоит отчаиваться.
Дальнейшие дни прошли чуть лучше, а к середине месяца началась предновогодняя суета с подарками и наш доход полностью нас устроил и радовал. Но как солнечные дни сменяются дождливыми, так и наш удачный месяц сменился на хмурый и тяжелый январь.
Непредвиденные траты или почему подушка безопасности обязательна
Подсчитаем начальные расходы на открытие отдела:
- Витрины — 450 тыс тенге ~(90 тыс руб)
- Закуп товара — 435 тыс тенге ~(87 тыс руб)
- Обязательная оплата аренды за 2 месяца — 116 тыс тенге ~(23 тыс руб)
Непредвиденные расходы:
- Дозакуп — 111 тыс тенге ~(22 тыс руб)
- Кассовый аппарат — 75 тыс тенге ~(15 тыс руб)
Как видно по расчетам, еще в начале все пошло не по плану. Не уложились в выделенный бюджет, а учитывая еще свои расходы, внезапные форс-мажорные расходы, пришлось добавлять сверх бюджета. У двух студентов живших на широкую ногу и привыкшими ни в чем себе не отказывать, естественно лишних сбережений не оказалось. Пришлось "грузиться" еще мелким кредитом.
Подводя итоги этого раздела делаем выводы: если открываться в кредит, то нужно оставить сумму равную паре ежемесячных платежей и еще немного на непредвиденные расходы.
Как избежать "тяжелого времени для бизнеса" или как избежать банкротства
Запомните, если у вас есть кредиты, вы не зарабатываете. Если вы только открылись, только начали свое дело, у вас нет дохода. Весь доход в первое время нужно направить на развитие, на совершенствование. Не пренебрегайте рекламой, особенно если открываетесь в удачный месяц, ведь за удачным вполне может прийти и менее доходный. Природа циклична, белый с черным всегда чередуют. Ваша задача на первых порах максимально минимизировать время черной полосы и максимизировать белую. В прочем, достаточно философии.
Ошибки допущенные нами:
- Лень. Можно было выйти на поставки из Китая, благо время было. Витрины, при желании, можно было найти б/у и дешевле.
- Не запустили сразу рекламу, когда пошел первый доход. Нужно было запустить таргетированную рекламу.
- Необоснованные траты. Как говорил ранее, при виде хорошего дохода, привычка ни в чем себе не отказывать, кормить свою зону комфорта сильно повлияла на дальнейшее ведение дела. Так как не стоит забывать про форс-мажорные ситуации. Мы прекрасно понимали, что нужно оставить деньги на следующий месяц, хотя бы на ежемесячный платеж по кредиту и аренде. Но в самом конце месяца случилось случившееся, пришлось все сбережения потратить на штрафы и еще кое-какие неотложные, вынужденные траты. Итог: неспособность оплатить аренду в январе, в виду низкого дохода. Но опять же деньги были найдены из вне и все было оплачено. Сейчас начало февраля, и все намекает на то, что этот месяц будет таким же убытычным.
Выводы из основных ошибок
Продумывайте, планируйте все до мелочей. Запомните фразу Уоррена Баффета:
Идиот с планом может победить гения без плана.
Не пренебрегайте рекламой на первых порах, даже если дело идет хорошо. Всегда стремитесь к лучшему. Не останавливайтесь только на одной площадке, развивайте свой бизнес в соц. сетях и онлайн площадках для купли продажи. Не жалейте средств на развитие дела. Лучше урезать свою зону комфорта, но привести несколько клиентов, которые за собой приведут еще и еще. Следите за качеством обслуживания. И самое главное: не ленитесь. Чтобы завтра завтра отдыхать на лежаке с коктейлем в руках где-нибудь на лазурных берегах, либо исполнить другую свою мечту, нужно сегодня вкалывать. Это все понимают, но не все придерживаются. Стремитесь к финансовой независимости.
Выводы за два месяца ведения бизнеса
По статье может показаться, будто я жалею, что начал свое дело. Но это не так. Это большой опыт. Это только начало. Мы не отчаиваемся и продолжаем идти дальше. Работы над ошибками проведены, уроки усвоены. Как говорится, лучше попробовать и сожалеть, чем сожалеть, что не попробовал. Не бойтесь пробовать, не бойтесь ошибиться, не бойтесь, что не получиться. Выход есть из любой ситуации, вспомните свои старые ошибки, которые когда-то вам казались огромной проблемой. Сейчас можно легко взглянуть на них с улыбкой. Не будьте спортсменом, который хочет выиграть на олимпиаде смотря ее за телевизором. Спасибо за внимание.
Статья писалась отрывками. Статья является первой пробой пера и пишется чисто из лучших побуждений, в надежде, что кому-нибудь она поможет.