«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:1,9).
Божий покой в Библии имеет как минимум три значения:
1) покой в ханаанской земле. «Доколе Господь не даст покоя братьям вашим, как вам, и доколе и они не получат во владение землю» (Втор.3:20).
Покой, который не доставил Иисус Навин, потому что евреи лишь частично завоевали себе землю;
2) храм, где покоился ковчег завета. «И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение» (2Пар.6:41). Давид доставил евреям покой, создав государство Израиль и передав ее мирному Соломону. Тот в свою очередь расширил пределы государства, но через какое-то время оно распалось. Даже в Божьем храме появились идолы, и этот покой закончился вавилонским пленением, разрушением храма и окончательной потерей ковчега завета;
3) суббота, в которую Бог и Его народ отдыхают от своей работы согласно заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
Какой из этих трех покоев является самым надежным для Божьего народа? Несомненно, последний. Как войти в него? И что значит: войти в покой?
Заповедь предписывает оставить повседневную работу, отложить дела, чтобы наполниться размышлениями о Боге, о Его Слове. Освободить свой разум от мирских забот. Войти в покой Божий может тот, кто спокоен духом.
Что значит быть спокойным?
Это состояние золотой середины между обеспокоенностью, нервозностью, обидчивостью, раздражительностью с одной стороны, и равнодушием, отстранённостью, всё попустительством и беспринципностью с другой.
То есть между состоянием взвинченности и тем, что Лев Толстой назвал «душевной подлостью».
Святой Божий покой – это отделение от зла, от греха, от злобных мыслей, прежде всего. Мы перестаём суетиться, пребывая в уравновешенном состоянии духа.
Текст Евр.4:9 говорит о субботстве (саббатидзо – т.е. субботний покой или соблюдение субботы). При невозможности находиться в земле обетованной, при невозможности пребывать в месте явного храмового присутствия Божьего, для народа Божьего остаётся только одна возможность пребывать в Божьем покое – седьмой день недели, суббота, в которую оставляет дела Сам Господин субботнего покоя.
Этот святой день недели говорит как о прошлом, так о настоящем и о будущем.
О прошлом – как памятник творения и искупления.
О настоящем – как об уравновешенном состоянии духа и уверенности в Подателе покоя.
О будущем – как надежда на конец всякого беспокойства и на вечную безгрешную жизнь в Божьем царстве. Жизнь, где не будет место суете и бесполезного времяпровождения, где бытие полностью наполнится смыслом, радостью, пользой, интересом, потому что мы войдем в физическое непосредственное присутствие Иисуса Христа и так всегда с Господом будем.
Но послание к Евреям предостерегает нас от опоздания : мы можем опоздать (Евр.4:1).
Нам нужно помнить одну вещь: пребывать в духовном покое вовсе не значит быть «духовным покойником». Но быть воскресшим во Христе деятельным человеком.
Что значит, успеть войти в покой?
Это значит, нельзя медлить с принятием решения посвятить свою жизнь Христу и Его слову.
Это значит не просто следовать букве или словам, но жить в духовном наполнении этих слов. Это значит перестать быть формалистом и лицемером, но оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, искренне любящим окружающих.
Опоздают войти в покой только те, кто не научится любить. Именно любви необходимо научиться в школе Христа.
Оставаться в покое – значит оставаться в любви как к человеку, так и к Господу нашему Иисусу Христу