Есть прелестный французский фильм 1998 года– «Ужин с придурком». Три друга устраивают ужин раз в неделю. Один из них должен привести к обеденному столу шута, который рассмешит высоколобую интеллектуальную кампанию. Найти дурака за три недели, заманить его на обед (вот это нетрудно, французы скряги еще те) и сделать так, чтобы он не догадался о своей миссии – чем не развлечение?
Фильм заканчивается назидательно: дурачок оказывается тонко чувствующей натурой, который за неказистой внешностью таит в себе большие глубины. Он торжественно помирил красавца-издателя с женой, хотя сначала их же и поссорил. Да еще и налоговую на главного героя чуть не навел! Но помирил, исправил нанесенный ущерб. А главный герой что-то там осознал. Хотя … этот стареющий ловелас и так бы уразумел, что друзьями и женой надо дорожить, а то и телефон подать будет некому с его- то болями в спине.
И без дурака он тихо и плавно подъезжал к этой мысли.
К чему это все? А у меня в юности тоже был ужин с дураком. Точнее – с дурой. И не один. Расскажу, чем это все закончилось и можно ли из этого извлечь МОРАЛЬ.
Тамара была вершиной моей коллекции. Все преподаватели собирают перлы своих студентов время от времени и делятся ими с коллегами, попивая чаек. Интеллектуальные сплетники, хе-хе.
Но Тамара была вне конкуренции. Она была божественно глупа. Предсказать полет ее недомыслии было невозможно в принципе. Да, работала она паспортисткой в общежитии, где я тогда жила.
Во-первых, она путала понятия «рука» и «нога». Сидела как-то Тамара, поджав ногу, говорила, потом встала и со словами «руку отсидела, пойду домой», удалилась в закат. И оставила меня с некрасиво разинутым ртом. В глубочайшем недоумении.
Во-вторых, Тамара как всякая девушка на выданье была не чужда романтики. Любовь свою к одному юноше она называла «ботанической». Ну не знал человек, кто такой философ Платон и «платоническая любовь», перевел как мог. Платонический и ботанический. Пестики и тычинки. В божественном саду, и Тамара под кустом сидит, дожидается. Какой-то инфернальный образ, ну его в пень.
А потом настало оно, в-третьих. Посмотрела однажды Тамара по телевизору съемки реальных родов. И с удивлением узнала, из какого места берутся дети. В 26 лет. После своих двух абортов.
Когда я спросила ее, откуда по ее мнению, дети должны появляться, она заявила – через задний проход.
У человека отсутствовала простейшая причинно-следственная связь в мозгу: где вход, там и выход. Дверка открывается, дверка закрывается.
В поисках ответа, откуда взялся такой феномен, я залезла в Зигмунда нашего Фрейда и нашла: у детей до 3 лет есть такой период. Они уверены, что дети появляются именно через задницу. Анальный период по Фрейду. Значит, Тамара остановилась в своем развитии на уровне трех лет. Но ведь она из деревни… Куры, гуси, свиньи, коровы. И так далее. Так почему?! Как?!
А вот так. Предсказать дурака нельзя. Искать логику бесполезно. Вывести мораль, однако можно. Но не из дурака, а из ситуации ужина с дураком.
Не пускайте дураков в вашу жизнь. Не потому, что они опасны. Чаще всего нет, не опасны. Общение с ними чревато гордыней. Еще бы, ты на фоне дурака выглядишь таким умным. Но сам-то ты не работаешь головой, пока с ним общаешься, значит, деградируешь потихоньку.
Смотреть надо не вниз, а вверх. Тянуться, вставать на цыпочки. А иначе – станешь зрителем или, не дай Бог, обитателем «Дома-2», по сравнению с которым даже тихий пэтэушник (пардон, лицеист) выглядит как Спиноза.