Вот наконец-то и подошло к концу очередное краткое путешествие в мир музейных коллекций и интересных экспонатов, которые можно увидеть на бескрайних просторах всемирной паутины. Как мне кажется, вполне логично посвятить завершающую статью цикла ювелирному музею, ведь именно драгоценности лучше всего иллюстрируют всю многогранность красоты.
Чтобы убедится в этом, вовсе необязательно изучать всю коллекцию, ведь музей в Пфорцхайме является счастливым обладателем более чем 2000 миниатюрных экспонатов, позволяющих увидеть ювелирный облик практически каждой эпохи в истории человечества: от античности до современности. Вполне достаточно лишь нескольких, особо интересных экспонатов.
Благодаря тому, что значительная часть экспонатов музея оцифрована, каждый может выбрать из них что-то, сообразно своему представлению об интересном и красивом. В моем списке оказалось 8 экспонатов.
1. Брошь из слоновой кости, конец 18 - начало 19 вв., Германия.
Первый экспонат представляет собой традиционную, классическую форму красоты. Легкость, изящество, тонкость работы придают этому украшению нежность и мягкое очарование. Кажется, что это белоснежное украшение сделано из чего-то гибкого, пластичного – оно больше похоже на еще одну хрупкую бумажную скульптуру Келвина Николса: вводит в заблуждение тонкость работы и точность мельчайших деталей.
Изделия и украшения из слоновой кости долгое время были в Европе экзотикой, однако о существовании первых мастерских, специализирующихся на изготовлении подобных шедевров, например во Франции, известно уже с 15 века.
Однако настоящий пик популярности эти украшения переживали в 19 веке. В Германии главным центром производства подобных изделий был город Эбрах, резчики которого часто обучались во Франции. Самым же распространенным сюжетом чаще всего была охотничья тематика: олени, животные и т.п. Позже им на смену пришли более женственные формы украшений в виде букетов цветов и растительных орнаментов.
Сейчас, конечно, ничего подобного не создается: история использования слоновой кости в качестве материала для изготовления ювелирных украшений закончилась в 1989 году, согласно Международной конвенции о запрете торговли этим редким ресурсом.
Правда, есть более экономичная и пока разрешенная альтернатива – кости мамонта, по экспорту которых мы пока лидируем. Вот только вряд ли сейчас кто-нибудь будет создавать из нее что-то, столь же изящное и красивое – современные представления о прекрасном, как мы увидим выше, совершенно иные.
2. Траурная брошь, 1835-1866гг., Англия.
Однако, иногда не так пугает представление художника о прекрасном или дизайн украшения, сколько его назначение и, главным образом, материалы, из которых оно сделано.
Например, вот эта брошь, которая иллюстрирует популярную моду на сентиментальные украшения в 18-19 века, составной частью которых были человеческие волосы.
В общем-то в этом, с исторической точки зрения, нет ничего странного: люди давно и часто использовали изделия из человеческих волос для создания оберегов, сувениров, памятных украшений, которые жены и невесты давали своим возлюбленным, когда те отправлялись на войну или в поход…Однако, именно в этот период времени их сделали неотъемлемой частью траурных украшений.
Локоны умершего человека становились элементом декора кольца или кулона, как вечная память о близком. Более того, часто даже в завещании усопшего выделялась отдельная статья расходов на подобные украшения, в которой оговаривалось сколько и для кого их изготовить, а также – стоимость каждого.
Возможно, это веяние современной культуры или издержки воспитания, но мне почему-то подобная мода кажется пугающей: носить в качестве украшения частичку умершего человека, пусть и очень близкого – для меня почти кощунство.
Применительно к этой броши также особенно угнетающим является осознание того факта, что в изготовлении таких траурных украшений в качестве фона применяли темную эмаль, и только, если умершим был ребенок или молодой человек, не успевший вступить в брак, фоном для жутковатого декора служила светлая эмаль…
Поистине жуткая форма красоты, хоть и не лишенная изящества, грации и некой доли очарования.
3. Брошь «Осьминог и бабочка», 1899 -1900гг., Германия, Вильгельм Лукас фон Кранах.
Однако, если уж быть до конца честным, то вряд ли кто-то смог столь же успешно сочетать пугающее и прекрасное так, как это делали художники модерна. А потому обойтись без них в этом списке просто невозможно.
Эта брошь в данном отношении является исключительной сразу по нескольким параметрам. Во-первых – это иллюстрация немецкого модерна: Вильгельм фон Кранах (1861-1918) считался одним из лучших немецких ювелиров этого стиля.
Во-вторых - это сложное сочетание противоречивых образов: хрупкой, нежной, радостной бабочки – символа чего-то яркого, светлого, доброго, и извивающихся щупалец осьминога – иллюстрирующих что-то темное, злое и страшное. Вполне в духе модерна: подобно украшениям знаменитого Рене Лалика здесь красота, что называется «на грани»…
Наверное, поэтому так сложно сориентироваться в первых ощущениях, которые вызывает это украшение…здесь важно не спешить, всмотреться в глубь, в детали…
Как считают немецкие специалисты, это самое совершенное украшение немецкого модерна. Вполне возможно, учитывая сложные изгибы золотых щупалец, которые так мягко и почти с нежностью «обнимают» радужные, стеклянные крылья хрупкой, драгоценной бабочки…А еще, сложно отрицать красочность изделия, его яркую притягательность… Но вот сюжет…
Сюжет меня пугает… Не знаю, почему, но я вижу в этом изображение что-то близкое к страшным образам монстров Лавкрафта: как будто – это герой его фантастически ужасных миров… Они тоже яркие, притягательные, а еще – смертельно-опасные, похожие на ожившие воплощения какого-то безумного разума, нечеловечески холодного, жестокого, неподдающегося никакому пониманию, никакой логике…
Возможно, именно в этой двойственности, пугающей, почти отталкивающей красоте и кроется главная особенность этого украшения, благодаря которой оно получило славу «самого совершенного».
4. Брошь, 1898-1899 гг., Франция, Луи Окок.
Еще один ювелирный экспонат с похожим шармом таинственной, холодной и немного жутковатой красоты, если можно так сказать, – брошь малоизвестного французского ювелира эпохи модерна – Луи Окока (1850-1932).
Что, кстати, несправедливо, ведь ювелирный магазин семьи Окок существовал с 1821 года, и пользовался большой популярностью в эпоху второй империи. Во время модерна Окок тоже создавал много интересных и красивых украшений…
Но, к сожалению, позже он оказался в тени самого известного из своих учеников: с 1874 по 1876 гг. именно в мастерской Луи Окока проходил обучение Рене Лалик, который в будущем сыграет главную роль в формировании ювелирного облика эпохи модерна…
Однако, глядя на эту брошь, трудно спорить с тем, что учитель у Лалика был очень талантлив и имел своеобразный вкус и виденье красоты. Конечно, она не такая смелая, как шедевры Лалика, но в ней тоже есть притягательный контраст символов, образов, красок, из-за которого опять-таки сложно сразу дать однозначную оценку всему произведению…
5. Брошь-подвеска, 1898 г., Франция, Люсьен Готрэ.
Наверное, это в той или иной степени характерно для всех шедевров модерна. Поэтому они так меня привлекают и я в поисках самых-самых из них так старательно «копаюсь» в музейных коллекциях.
Музей Пфорцхайма в этом плане оказался для меня настоящей сокровищницей: сначала – украшения немецкого модерна, о котором до этого момента я вообще мало что знала, потом - более популяризированный французский ар нуво – оказалось, что именно здесь можно увидеть несколько экспонатов малоизвестных французских ювелиров той поры.
Например, вот эта брошь, авторство которой приписывают Люсьену (или Леопольду) Готрэ (1865-1937). О его личности и творчестве известно крайне мало, поскольку большую часть своих работ он создал в рамках своей работы в ювелирном доме Vever, и они, естественно, носят клеймо дома, а не создателя. Поэтому определить точно, какие именно из них создал Готрэ, сейчас очень сложно.
Тем интереснее встретить одно из его творений в музейной коллекции. Даже этого единичного экземпляра вполне достаточно, чтобы судить о таланте и мастерстве Готрэ.
Только посмотрите на эти хрупкие, миниатюрные листья золотого папоротника, изумрудный блеск эмали которых кажется таким живым и настоящим, словно это и не часть ювелирного украшения, а обычные листья… А тонкая металлическая паутина, которая почти как кружево обрамляет роскошную зелень перидотов - как изящно ее строгий узор внезапно «расцветает» в виде ирисов…
Опять игра образов, опять контраст и противоречие: цветы и паутина, строгость, лаконичность и яркая игра красок, радость жизни. Но она совсем не пугает, не отталкивает, а наоборот – кажется почти совершенной.
Без сомнения, это мое любимое украшение в данной подборке.
В заключении скажу лишь еще о трех экспонатах, которые, как мне думается, лучше всего иллюстрируют тот хаос и безумство, которые воцарились практически во всех сферах прекрасного с приходом бесшабашной современности.
5. Браслет, 1998г., Питер Чанг.
Конечно, это знаменитое творение Питера Чанга (1944-2017), английского скульптора, художника, дизайнера и ювелира.
Не совсем понимаю, почему этот шедевр из акрила и полиэстера, считается ювелирным украшением: в большей степени он похож на некую ящерицу – хамелеона, который внезапно впав в какое-то буйное помешательство, решил вдруг окраситься во все возможные цвета и оттенки. Но куда мне до маститых критиков, дизайнеров и общепризнанных ценителей прекрасного.
Хотя, конечно, есть что-то любопытное и по-своему привлекательное даже в такой, несколько безумной форме красоты. К тому же в нашей подборке есть еще что-то более безумное.
6. Брошь «Жемчужная свинья», 2003 г., Дэвид Биландер, Швейцария.
Например, ювелирный «шедевр» в виде мордочки свинки из жемчужин – «Как много вопросов и как мало ответов». Красиво? – не знаю. Искусство? – как принято считать сейчас: скорее всего. Интересно? – без сомнения.
В большей степени – это иллюстрация идеи, замысла, в которой эстетическая составляющая играет куда меньшую роль. Главная суть творчества Биландера – возвести в ранг шедевра, чего-то уникального, красивого что-то обыденное и привычное, чтобы дать нам возможность увидеть это совершенно по-новому, осознать ценность простых вещей и явлений.
Пафосно звучит, не правда ли? Сейчас, чем громче назовешь свое произведение, чем большее значение ему припишешь, больше философии – тем лучше: миром правит маркетинг…
Вот только, вряд ли подобный подход может подарить нам в будущем художественных гениев и дать какие-то по-настоящему важные и интересные находки, какой-нибудь уникальный и по-своему красивый стиль… Грустно, когда в сущности простая и довольно грубо сделанная мордочка свинки, единственным украшением которой являются нежные жемчужинки становится в один ряд с хрупкими и изящными шедеврами…
Хотя, в сущности это еще не так уж плохо: свинка, по крайней мере, хотя бы симпатичная и даже милая, а ведь у Биландера есть еще и ювелирные изделия в виде сосисок и пивной бутылки – вот уж поистине удивительное стремление найти красоту даже там, где ее нет и быть не может (хотя, любители пива, наверное, со мной не согласятся).
8. Колье «LemitcA», 2012г., Сам Тхо Дуонг.
Ну и наконец, последний экспонат в нашей подборке – странное нагромождение пластика и драгоценных камней, больше похожее на поделку школьника, от вьетнамского художника, который, кстати, проживает и «творит» в Пфорцхайме, а потому, естественно, попал и в коллекции местного музея.
Неизвестно, где и в чем так провинился бедный «Золотой город» - так называют Пфорцхайм в Германии из-за его многовековой традиции ювелирного и часового ремесла, - чтобы в итоге прославиться благодаря сомнительному счастью обладания одним из «шедевров» Дуонга.
Может быть, я пристрастна или чрезмерно консервативна, но мне очень сложно увидеть что-то красивое и поистине шедевральное в этой "гусенице", сделанной из использованных бутылочек из-под йогурта – даже свинка Биландера выглядит более «художественно».
И, тем не менее, сейчас Дуонг считается одним из самых известных и популярных дизайнеров, во многом, конечно, благодаря материалам, которые он использует. Экологичность, конечно, сейчас превыше всего, но стоит ли в угоду ей жертвовать эстетическими качествами, когда речь идет о ювелирных украшениях? Тем более, что мы уже видели примеры настоящих экологичных украшений, например от Анабеллы Чан.
Как всегда, не смотря на объем, в моей статье опять много вопросов, на которые сложно дать однозначный ответ. Самым важным по-прежнему остается один: что есть красота?
В данной подборке я снова попыталась представить самые популярные трактовки этого понятия, то, как представление о нем, его понимание менялось на протяжении времени. И снова не смогла найти однозначный ответ.
Возможно, однозначного ответа на этот вопрос не существует в принципе. Буду признательна, если вы поделитесь своим мнением по этому вопросу, равно как и своим впечатлениями от подборки в комментариях.
Как обычно, сайт музея: https://www.schmuckmuseum.de/museum/das-reuchlinhaus.html.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Статьи канала о музеях:
7 интересных экспонатов из коллекции Гамбургского музея;
4 исключительных экспоната из коллекции Дворца изящных искусств в Лилле;
5 маленьких шедевров Ар Деко из коллекции одного испанского музея.
Украшения с венгерским колоритом: 5 сокровищ из коллекции Будапештского музея.