Найти тему

РЖД наметила себе цели… транзитные и контейнерные

Однако эксперты считают их «практически нереализуемыми»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Российские железные дороги (РЖД) рассчитывают нарастить транзитные контейнерные перевозки до 4 млн TEU максимум к 2027 году. Это почти в четыре раза больше, чем было в 2021 году. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Алексей Шило, сообщает «РБК».

– Это амбициозная задача, мы хотим за эту цифру [4 млн TEU] побороться. Нам бы хотелось ее достичь в 2025 году, – сказал господин Шило.

История вопроса:

У госмонополии нет «сверхзадачи» повысить долю транзита контейнеров в общей выручке, добавил Шило. Но значительный рост перевозок заставил РЖД «чуть серьезнее» подойти к формированию дальнейших действий. В 2022 году транзит грузов в контейнерах принесет компании около 2% доходов от грузовых перевозок, сказал он, но не раскрыл конкретные суммы. РЖД готовят программу мероприятий по достижению этой цели.

В 2021 году транзит контейнеров через Россию вырос на 43%, до 1,1 млн TEU. При этом в общей сложности было перевезено 6,5 млн TEU (большая часть – внутренние перевозки). За последние пять лет объемы перевозок контейнеров удвоились, сообщала пресс-служба монополии. Более 62% транзитных контейнеров перевезла компания ОТЛК ЕРА, принадлежащая на паритетных условиях РЖД, Белорусской и Казахстанской железным дорогам. Всего на сервисах компании перевезено 692,5 тыс. TEU. В направлении Европы перевезено 439,5 тыс. TEU (63%). В направлении Китая – 253 тыс. TEU (37%).

Транзит контейнеров достиг абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог, что связано в немалой степени с высокими ставками на альтернативных маршрутах между Азией и Европой и антикоронавирусными ограничениями в портах Европы и Китая, сообщил директор по стратегии и развитию транспортной группы FESCO Максим Шишков. По его мнению, транзитные перевозки в ближайшие годы продолжат расти двузначными темпами.

Гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев согласился, что грузоотправители постепенно переориентируются на сухопутные маршруты, поскольку они дешевле, быстрее и безопаснее.

– В сухопутном транзите заинтересованы и Япония, и Южная Корея. Все это создает огромный потенциал для дальнейшего роста транзита, – считает эксперт.

Однако росту транзита контейнеров до 4 млн TEU могут помешать низкая пропускная способность погранпереходов, медленная работа таможенных сервисов и чрезмерная загрузка портовой инфраструктуры, добавил Мурев.

Серьезный дефицит провозных способностей РЖД и перегрузочных мощностей уже стал сдерживающим фактором роста объемов транзита контейнеров в России и соседних странах, напомнил директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера» Никита Пушкарев.

А гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров и вовсе заявил, что 4 млн TEU транзитных контейнеров – это «практически нереализуемый план». И его реализация потребует в том числе частичного высвобождения Транссиба под контейнерное движение, подчеркнул эксперт.

– С учетом сохраняющегося отставания по реконструкции Восточного полигона это может поставить под вопрос планы увеличения экспорта угля и создаст риски для экспортеров, – резюмировал Михаил Бурмистров.

Напомним, Азербайджан вступил в логистический проект по ускоренным поставкам продовольствия «Агроэкспресс». LR

#РЖД #контейнерныеперевозки #транзит