- Мам, а почему я всегда кашляю, когда меня спрашивают на уроке, хоть я и не болею?
- А это от волнения, - отвечаю я сыну, пододвигая стул ближе к его столу.
- Да, я как раз волнуюсь в этот момент.
- Я вспомнила один случай, который произошёл со мной в старших классах. Тогда волнение перед тем, как меня спросят, очень сильно выручило меня и спасло от двойки.
- Расскажи! - просит сын.
10 класс. Первый урок - физика. В классе тишина. Учитель строгая.
- Повторяйте домашнее задание! Сейчас буду спрашивать, - говорит Марь Иванна.
Я открываю учебник и перечитываю 24 параграф. Дома я готовилась и знала, что плохую отметку точно не получу.
- Итак, параграф 25. Геоцентрическая система отсчёта. Кто готов ответить? - спрашивает Марь Иванна.
Класс окатило ледяной волной. Все переглядываются. Какая система отсчёта? Мы же третий закон Ньютона проходим.
- Раз нет желающих, буду по списку. Отвечать будет Иванова, - говорит учитель.
Иванова встаёт:
- Мария Ивановна, вы нам 24 параграф на дом задавали. Там про третий закон Ньютона.
- Да, да, 24 параграф! - выкрикивают другие.
Но Марь Иванна неумолима:
- Все законы Ньютона мы прошли ещё в прошлом месяце! Домашнее задание, Иванова, нужно записывать, а не ворон считать! Садись, два!
Она как будто не слышала того, что выкрикивали мои одноклассники. Не могли же мы всем классом взять и неправильно написать домашнее задание.
Иванова заплакала. Я думала, что тоже бы заплакала от такой несправедливости. Только бы меня не спросили!
- Мария Ивановна, но вы, правда, другое домашнее задание нам задавали на прошлом уроке, - взяла голос наша смелая староста.
- А я тебя спрашивала, Петрова? Нет? Тогда почему с места кричишь? - отвечала злая учительница.
Петрова сжалась. Больше никто не осмелился возразить учителю. Все судорожно читали 25 параграф. Никто не хотел получить двойку. Я читала, но ни одно слово до меня не долетало от волнения и переживаний.
- Отвечай, Петрова! Раз такая смелая.
Староста ответила то, что успела прочесть. Несколько слов. Ей поставили два. Мы все погрузились в ещё больший шок, так как староста у нас была отличницей. На медаль шла. А Марь Иванна над ней не сжалилась.
Так по списку всех почти спросила этот 25 параграф. Всем двойки ставила. Вот и до меня очередь дошла.
- Отвечай! - стояла надо мной Марь Иванна.
- Если тело относительно определённой инерциальной системы отсчёта движется с постоянной скоростью, - начала я говорить то, что прочитала, но ни слова не поняла.
- Что? Погромче можешь? - учитель подошёл ко мне ещё ближе.
- Если тело относительно... - снова говорю я и понимаю, что просто шепчу. Пытаюсь прокашляться. Но голоса нет. Он просто пропал в один миг. Я прочищаю горло и снова шепчу с хрипом.
- Ничего не слышно! С тобой всё в порядке?
- Нет, - шепчу я, - извините, я заболела. Голос пропал.
А сама молюсь, чтобы физичка не отправила меня домой или в медпункт.
- Ах, заболела. Поправляйся! Тогда я тебя спрашивать не буду. На следующем уроке расскажешь.
Как же мне повезло! Моё сильное волнение мне впервые в жизни помогло. Мне не поставили двойку, в отличие от всех одноклассников. Конечно, не надо было врать учителю, что заболела, ведь это не так. Но совесть меня за это не мучила ни тогда, ни сейчас.
Староста бросила на меня злобный взгляд. Ещё бы! Она говорила со мной перед уроком. С голосом у меня было всё в порядке. Но хорошо, что она меня не выдала.
Так я избежала двойки. Многие девочки плакали после физики. Ребята ко мне подошли потом:
- Ну ты вообще!
- Ребята, я не виновата. Голос у меня пропал от волнения. Я сама не ожидала, - оправдывалась я. Ребята меня и ненавидели, и злились, и завидовали одновременно.
- Мне бы так, - сказала одна одноклассница.
- Тебе повезло, что тебя никто не выдал. Все знают, что ты не болеешь! - сказала другая.
- Ты просто везучая!
- Мы тебе это ещё припомним! Всему классу двойки!
- Вот повезло, так повезло!
- Избежать двойки по физике - это же талант нужен! Нина, научишь?
Говорили наперебой одноклассники.
Вот такая история приключилась однажды. Но я рассказала её не для того, чтобы кто-то воспринял её как руководство к действию, когда не готов к уроку. Пожалуйста, делайте все домашние задания! А если учитель о них забыл, то стойте до последнего.
Желательно, конечно, в таких ситуациях показать доказательства неправоты учителя. Например, нам надо было показать дневники. Только жаль, что в 10 классе мы в дневник мало что записывали, могли только карандашом в учебнике задания или параграф обвести. А жаль, именно это и подвело класс.