Вы много раз ездили на поезде и особенно не задумывались, что за звук «тыдык-тыдык» раздаётся через равные промежутки времени во время движения поезда. Сегодня я хочу познакомить Вас с основными элементами железнодорожного пути.
Возникает этот звук на самом деле, когда колёсная пара наезжает на стык между рельсами, а так как их на тележке две получается сдвоенный удар.
Рельсы на основных магистралях раньше были 25 метров. И сейчас на новостройках сначала укладывают 25-метровые рельсы на деревянных шпалах.
Когда путь устоится после обкатки поездами (обычно через 3-5 лет) деревянные шпалы могут заменить на железобетонные.
При таких работах обычно применяют два путеукладчика. Первый снимает звенья на деревянных шпалах и грузит на специальные сцепы из платформ оборудованных роликами. Нижнее звено переворачивают вниз рельсом и уложив пять звеньев тросом по роликам протягивают в конец состава. Второй путеукладчик укладывает звенья на железобетонных шпалах. Все работы производятся в окно с закрытием перегона для движения всех поездов.
Рельсы бывают пяти типов : P38, P43, P50, P65, P75, где цифры означают приблизительный вес одного погонного метра рельса. Так вес метра Р75 – 75 кг, но рельсы этого типа не прижились. Износ как у Р65, а металла идёт намного больше.
На основных магистралях укладывают рельсы Р65. На станциях, где нет больших нагрузок, укладывают Р50, а после стрелки, где главный путь - Р65.
Для перехода с одного типа рельсов на другой применяют специальные стыковые накладки.
Р43 применяют обычно на подъездных путях и территории заводов. Р38 применяют на узкоколейках в шахтах и торфоразработках, и детских железных дорогах с шириной колеи 60-90 см.
Шпалы
Количество шпал на один километр на главных магистралях - 2000 штук на километр, на вторых путях - 1840 шт/км, на заводских - 1600, на узкоколейках - 1440.
Вес деревянной шпалы в среднем 70-80 кг, для более долгой службы в балласте их пропитывают креозотом и они служат до 25 лет.
Если вы думаете что шпалы красят кисточкой, то это не так.
Для пропитки шпал креозотом существуют специальные камеры, куда загружают шпалы. В них создаётся вакуум и затем впрыскивается креозот, в результате шпалы пропитываются на глубину до трёх сантиметров. В таких же камерах пропитывают телеграфные столбы.
Вес железобетонной шпалы 250 кг. При отливке шпалы в форме размещают предварительно напряжённую арматуру диаметром примерно 3 мм и в количестве около 50 шт., что не даёт при нагрузке ей лопнуть пополам.
У нас в России и странах СНГ ширина колеи 1520 мм, в Финляндии и Монголии 1524 мм так что к ним наши составы могут ходить без проблем.
В остальных с странах колея 1435 мм, и когда мы к ним заезжаем существуют совмещённые пути. Вагоны вывешивают, наши тележки выгоняют и загоняют свои с более узкими колёсными парами.
Тележки под вагонами одеваются на шкворни так что процесс замены не занимает много времени. Количество шпал за границей от 1000 до 2200 на километр.
Если у Вас возникли вопросы пишите - отвечу.
Если какая-та тема вам интересна особенно, то напишу статью о ней.
Ставьте лайк, подписывайтесь и пишите интересные факты, которые вы знаете, в комментарии!