Найти тему

Необычные машины родом из СССР. От первого в мире кроссовера до «Горыныча»

Оглавление

На моем канале много статей о технике. Это подборка необычных машин, которые объединяет то, что они были сделаны в СССР, я их видел лично и когда-то писал о них. По ссылкам можно узнать про эти машины подробнее.

Первый в мире кроссовер: ГАЗ М-72

Как вы думаете, где был создан первый в мире кроссовер? Есть все основания полагать, что на эту роль может претендовать советский автомобиль М-72, выпускавшийся с 1955 по 1958 год на Горьковском автозаводе.

ГАЗ М-72 — «Победа» с полным приводом. Фото автора
ГАЗ М-72 — «Победа» с полным приводом. Фото автора

За основу взяли кузов «Победы», который пришлось существенно усилить. К нему добавили агрегаты от ГАЗ-69: передний и задние мосты, коробку передач, раздаточную коробку. Получилась серьезная машина.

«Чайка» по прозвищу «Черный доктор»

Многие, когда впервые видят этот автомобиль, думают, что это катафалк. Они ошибаются. Автомобиль ГАЗ-13С — одна из самых редких машин, выпускавшихся в СССР. Это специальная санитарная машина для первых лиц государства и партии, которую начали производить по заказу 4-го Главного управления Минздрава.

Всего по разным данным было выпущено от 11 до 20 таких машин.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3Д: легендарная «инвалидка»

Правильное название этого транспортного средства автомобиль-мотоколяска. В машине 2 места. Выпускались мотоколяски Серпуховским заводом, при производстве широко использовались агрегаты от мотоцикла.

Мотоколяска СМЗ С-3Д. Фото автора
Мотоколяска СМЗ С-3Д. Фото автора

Стоимость «инвалидки» составляла 1000 рублей, но в продажу они не поступали. Их выделяли инвалидам через органы соцобеспечения сроком на 5 лет. Потом мотоколяску нужно было сдать и получить новую.

Самый необычный советский микроавтобус из гаража особого назначения

Наверняка про микроавтобус «Юность» знают немногие, а это была очень интересная разработка, признанная на международном уровне. Микроавтобус ЗИЛ-118 был разработан на базе представительского автомобиля ЗИЛ-111. От автомобиля позаимствовали трансмиссию и подвеску, двигатель взяли от грузовика ЗИЛ-130, а вот кузов разработали с нуля, хотя в нем видны следы американского дизайна тех лет.

Микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность». Фото автора
Микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность». Фото автора

Первый образец микроавтобуса ЗИЛ-118 был выпущен в далеком 1962 году. Спустя пять лет, он отправился на автобусный фестиваль во Францию, где произвел фурор. «Юность» была удостоена девяти наград.

Вездеход «ЗИЛ» для транспортировки капсул спускаемых аппаратов

Необычный шестиколесный вездеход «ЗИЛ» с краном-манипулятором был создан в СССР для поиска и эвакуации приземлившихся космических кораблей. Выпускался уже после развала страны.

Автомобиль-вездеход ЗИЛ-497202. Фото автора
Автомобиль-вездеход ЗИЛ-497202. Фото автора

У автомобиля все 6 колес являются ведущими, причем первая и задняя оси являются поворотными.

Горыныч 20 века: КрАЗ с реактивным двигателем

Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч». Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» на шасси КрАЗ предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. Для этого на ней стоит реактивный двигатель ВК-1.

КрАЗ с реактивным двигателем
КрАЗ с реактивным двигателем

Сейчас такие машины увидеть можно очень редко.

Это лишь часть из моей коллекции. Позже выложу подборку автомобилей, перевозивших первых лиц государства, и расскажу о спецтехнике, работающей в аэропортах страны.

Ставьте лайк 👍🏻, заходите ко мне на канал о путешествиях по России. Подписка — лучший способ поддержать автора.