Самый опасный аспект современного милитаризма — тот факт, что он слился с некоторыми другими элементами современного отстаивания мнимой справедливости. Их роли несоизмеримы, но идеологический туман способен покрывать все, и только впоследствии малое можно отделить от большого. Современный милитаризм идет рука об руку с так называемой "социальной справедливостью", когда в одну кучу смешиваются права неких маргинальных групп и действия, которые без преувеличения могут привести к новой войне мировых масштабов.
Современный милитаризм пропагандируют уже не столько военные специалисты, сколько "специалисты" в области социальной справедливости. Они некомпетентны, но преподносят себя так, как будто разбираются во всем, о чем бы ни шла речь: об эпидемиологических мерах, о климатических изменениях или, как при нынешнем кризисе на востоке Европы, о геополитических разногласиях.
Риторика, которую координируют инфлюенсеры от СМИ, сводится к исключительно жесткой предпосылке о том, что существует только один правильный путь, и только он моральный, правильный и даже в каком-то смысле возвышенный. Речь об идеологии, которая стала токсичной уже несколько лет назад — в момент, когда исчезли реальные вызовы и их начали выдумывать на ровном месте.
Но опасность не в том, что доминантный нарратив изобилует глупостями. Пример — идея цензурировать такие сериалы, как комедия "Алло! Алло!", поскольку в ней якобы полно стереотипов и высмеиваются некоторые европейские нации (а разве не в этом суть комедии?). Бóльшая проблема возникает тогда, когда эти "специалисты" с жаром берутся за более серьезные сферы и с тем же энтузиазмом отстаивают бессмыслицу с одной стороны и сценарий, который ведет нас к новой войне, с другой.
В такой ситуации единственно правильное решение — занять позицию резко против войны. Необходимо приложить усилия для продвижения сценария, при котором война не нужна, и только этот путь может быть правильным. А лучше всего то, что это не утопия. Войну в Европе можно избежать благодаря полному урегулированию отношений между Европой и Москвой, возвращению к практичным отношениям и замораживанию идеологии. Так мы можем не только избежать войны, но и победить страх тех, кто сейчас очень боится за территориальную целостность своих государств.
Не могут такие страны, как Эстония, Украина и Польша, продолжить поливать Россию страшными оскорблениями и обвинениями и при этом ожидать, что возможно некое снижение напряженности. Это просто абсурд.
Стремление к конструктивным отношениям всегда может побороть низкие страсти и военные фанфары, но на то нужна воля. Давайте вспомним, например, отношения США и Кубы. Вражда между ними продолжается десятилетиями, а коммунистические власти в Гаване часто осуждают Соединенные Штаты и их экономическое эмбарго, а также неоимпериалистическую политику в отношении Латинской Америки и Карибов. Но когда во время второго мандата Обамы появилась воля к сотрудничеству, тут же обнаружился энтузиазм и желание выстраивать конструктивные отношения, какие только возможно. Барак Обама и Рауль Кастро пожали друг другу руки, и дипломатические представительства в Гаване и Вашингтоне были снова открыты после многих лет. Конечно, отношения между Кубой и Соединенными Штатами не стали идиллическими, но в настоящий момент сделано все, что было возможно, и это правильно.
В нынешнем европейском кризисе можно сделать намного больше даже при меньшей политической воле. Но жизненно важно "задвинуть" весь этот медиа-класс, который, как робот или попугай, ратует за милитаризм, потому что он сочетается у них с остальными аспектами квазисправедливости, которые они продвигают за скромную благодарность.
Есть определенные заявления и шаги, которые идут вразрез с военным нарративом, и те, кто их делает, понимают, чем обернулась бы война в Европе. Однако СМИ воспринимают такие выступления в штыки. Вспомним, что в последние несколько дней они пытались сделать с Германией. СМИ переполняли тревожные слова о том, что Германия "подрывает единство НАТО". Почему они так решили? Потому что Германия, вероятно, должна с большим энтузиазмом призывать к войне против России?