Фотографические технологии превращают сначала объемное в плоское, а потом позволяют увидеть плоское, как объемное
По средневековой классификации наук оптика делилась на перспективу и катоптрику. И если последняя занималась исключительно отражениями в гладких кривых поверхностях, задачей перспективы было, скорее, изучение законов зрения. Неудивительно, что когда уже в эпоху Возрождения выяснилось, каким образом можно передавать на плоской картине объем, найденный закон тоже назвали перспективой. В исходной форме он очень прост: чем дальше предмет, тем сильнее он должен быть уменьшен. Первые опыты воспользоваться правилом у некоторых художников той эпохи выглядят наивно и трогательно! Но уже во времена Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519) им пользовались гораздо более умело. А сам великий Леонардо сумел к нему сделать важную добавку, которую назвал «воздушной перспективой»: он обратил внимание на то, что воздух не идеально прозрачен, поэтому далекое кажется не только меньшим, но его видно словно сквозь дымку. Если делать на картине дымку немного преувеличенной, то можно добиться еще большего удаления заднего фона по отношению к основному изображению.
Развитие техники в новые времена много добавило и в развитие законов перспективы. Фотография работает теперь во славу Леонардо: вычленить самое важное из неиссякаемого потока визуальной информации человеку помогает такая перцептивная стратегия, как фокусировка изображения на определённом предмете. Благодаря этой фокусировке выделяется «фигура» — объект, на который в данный момент преимущественно обращено наше внимание, — и «фон». Что интересно, «фон» в любой момент, по нашему желанию, может стать «фигурой», а «фигура» — «фоном».