В предыдущей серии: я запускаю онлайн-школу для учителей математики, веду блог об этом.
Про запуск бизнеса очень хорошо сказано в книге "Бизнес без MBA":
Стандартная ошибка стартапа – сделать крутую штуку, которая никому не нужна. Чтобы избежать ловушку, нужно хорошо знать свою аудиторию. Субъективное знание часто не помогает, а мешает: вы можете надумать проблемы, которых у людей на самом деле нет.
В такую ловушку попадал стартап GetAClass четыре года назад. Мы решили, что ученикам понравится кнопка "срочная консультация": она мгновенно соединяет с дежурным преподавателем, которому можно задать вопросы по курсу. Не получается решить задачку - позвонил преподу по видеосвязи – задал конкретный вопрос – получил ответ – понял, продолжаешь учиться. В теории звучит круто. На практике выяснилось, что дети функцией не пользуются: коллектив преподавателей дежурил онлайн, но никто нам так и не позвонил. В интервью ученики сказали, что им страшно и неловко звонить незнакомым людям. Понимаю и разделяю их чувства, я бы тоже не звонила.
В новом проекте я делаю онлайн-курс для учителей и репетиторов. Преподаватели должны понимать, зачем им нужен этот курс: он решит проблему, упростит работу, увеличит доход, улучшит профессиональные результаты?
Придумывание стартапа на первом этапе может выглядеть комично. В красивой переговорке собирается тусовка менеджеров, программистов, маркетологов и прочих визионеров, и все эти чудесные люди, попивая кофе, рассуждают: а какие же там проблемы у этой нашей аудитории? Если проблема формулируется сразу в той же переговорке, то продукт получается никому не нужным. Я так однажды придумала инструмент для hr-ов, ничего не понимая в их сфере, – совсем этим не горжусь, зря потратила время программистов.
Я стараюсь обойти эти грабли. Знаете, я и сама своего рода учитель математики, так что откровенной ерунды сделать не должна. В команде стартапа должны быть люди, разбирающиеся в той сфере, которую стартап собрался завоёвывать.
Один человек не может говорить за всех своих коллег, и я не могу вещать от имени всех преподавателей математики (а жаль). Для выявления учительских проблем, которые я собралась решать, надо провести исследование. По-модному это называется кастдев (CustDev – customer development). В идеале кастдевом нужно начинать любой продукт, онлайн-курс в том числе.
Алгоритм исследования:
- Понимаем, кто наша аудитория, максимально точно. У меня это преподаватели математики (школьные учителя, репетиторы, методисты).
- Формулируем гипотезы про нашу аудиторию. Например: учителям навязывают государственные курсы повышения квалификации, но учителя их не любят.
- Привлекаем не меньше 10 представителей аудитории и берём у них глубинное интервью. Цель – проверить гипотезы. Если вам интересны тонкости, как именно проводить интервью, то напишу отдельную статью.
- Выясняем, что общего наговорили респонденты, какие слова повторялись от разных людей. Отметаем ложные гипотезы.
- Подтвердившиеся гипотезы формулируем как вопросы, создаём опрос, размещаем в интернете. Продвигаем опрос рекламой, чтобы собрать как можно больше голосов от нужной аудитории, не меньше тысячи. Это нужно, чтобы выяснить, насколько проблема массовая. Вдруг вам на интервью попались два единственных в мире носителя какой-то проблемы?
Примечание: маркетологи крупных школ этот шаг выполняют иначе. Они создают не опрос, а сайт-презентацию продукта, которого ещё не существует, и начинают продажи. Если люди интересуются, оставляют заявки, платят деньги – продукт востребован, надо делать. Я же считаю "продажу воздуха" неэтичной. - По результатам опроса узнаём реальные проблемы и, уже хорошо погрузившись в тему, придумываем решение проблем.
Я сейчас на 3 этапе, а именно – привлекаю учителей на интервью. Если вы – преподаватель, то отпишитесь в комментариях или напишите мне лично, я очень хочу с вами побеседовать. Разговор в скайпе или зуме займёт около 30 минут. Если захотите, в следующей статье оставлю ссылку на ваш блог, или можете остаться анонимным, даже не представляться. Пишите мне на почту mkorobova@ngs.ru или в телеграм @mkorobova .
Глобально мне нужно выяснить:
- Есть ли у преподавателей запрос на курсы? Хотят ли они учиться?
- Готовы ли преподаватели платить за курсы?
- Что преподавателей не устраивает в существующих курсах повышения квалификации?
Пока что у меня пессимистичные гипотезы: думаю, большинство учителей не любят учиться, денег на самообразование у них нет, а весь предыдущий опыт методических курсов – негативный. И это – печальная ситуация, которую мне придётся глобально менять.
Когда проведу исследование, поделюсь результатами в блоге. Подписывайтесь на меня здесь и в телеграме @orangetutor . Здесь – полезные длинные статьи, в телеграме – короткие эмоциональные посты.
Описание проекта – в предыдущей статье.