Цикл «Меладзиада». Вып.1.
Константин Шотаевич Меладзе – одна из видных фигур современной русскоязычной поп-музыки, композитор, автор текстов, продюсер, чьи песни становились широко известными хитами и в 90-х, и в нулевых, и в десятых, и наши дни. Из произведений авторства Константин Меладзе состоит репертуар его родного брата Валерия, популярнейшего исполнителя, заслуженного артиста России. В сознании многих меломанов братский тандем дано воспринимается как единое целое. Стоит произнести фамилию Меладзе, не уточняя, о ком именно идет речь, как в голове сразу возникает определенный музыкальный образ, созданный благодаря сочетанию исполнительской и композиторской манеры двух братьев. За три десятилетия совместной эстрадной деятельности они создали огромное количество хитов, предлагаю вспомнить некоторые широко популярные композиции разных лет.
Что такое «меладзиада»: творческий почерк композитора и анонс цикла.
В подзаголовке читатель увидел слово «меладзиада». Под ним я понимаю совокупность музыкальных явлений, проектов и песен, к которым причастны главные герои сегодняшнего материала. Песни Константина Меладзе исполняет не только его брат, но и другие музыканты из России и Украины. Константин Шотаевич дал «жизнь» и карьерный старт целой плеяде русскоязычных исполнителей. Зачастую, услышав по радио песню, на слух сразу можно предположить, что это творение Меладзе, даже если поёт не Валерий. Композитора отличает узнаваемый творческий почерк, выделяя его музыкальные проекты на фоне коллег. О творчестве Константина Меладзе и его песнях мне давно хотелось поговорить, но количество хитов и имен, составляющих пространство меладзиады, настолько велико, что одной публикацией тут не обойдешься. Поэтому я решил посветить этому композитору и продюсеру цикл публикаций, который обозвал этим термином. И начать этот цикл логичнее всего с «братских» хитов.
В своих песнях Константин Меладзе как будто «заигрывает» со слушателем, композициям хочется «подпевать» на подсознательном уровне, фрагменты мелодии молниеносно врезаются в память, даже когда характер музыки этого не предполагает. Композитор использует хитрые музыкальные приёмы, частенько «играется с ритмом», заканчивает музыкальные фразы не «неустойчивых нотах», тем самым воздействуя на слушателя. Музыковед из Санкт-Петербурга Анна Виленская назвала эту особенность музыки Меладзе музыкальной манипуляцией, построив на этом тезисе свою лекцию о творчестве композитора и певца, доступную к прослушиванию на ю-туб на канале «Открытый музыкальный лекторий». Анна рассмотрела музыкальные особенности и приёмы композитора на примере нескольких песен, которые фигурируют в данной подборке. Я подробно в это погружаться не буду, чисто музыкальные моменты затрону лишь чуть-чуть. Кому интересен разбор на музыковедческом уровне, можете посмотреть лекцию Анны.
В случае с Валерием Меладзе музыкальная стилистика и творческий облик определяются не только особенностями композиторского стиля, но и манерой исполнителя, в которой он преподнес произведения брата, как выразилась та же Виленская «постарались оба». Особенности тембра и вокальной манеры, подачи, умеренный пафос и темпераментность исполнителя довершают образ.
«Не тревожь мне душу, скрипка»
Не случайно я выше написал, что братья выпускают популярные хиты уже 30 лет. На календаре начало 2022 года, а первая сольная композиция, с которой «выстрелил» молодой и тогда ещё малоизвестный исполнитель, увидела свет 1992, ровно 3 десятилетия назад. Это была песня «Не тревожь мне душу, скрипка». С этой композицией молодой певец Валерий Меладзе впервые предстал на публике как самостоятельный артист. Дело было на концерте «Звездный вечер» в «Лужниках» накануне Олимпиады в Амбервилле. В тот момент он ещё был участником группы «Диалог», где вместе с братом выступал с 1989 года. В коллективе, основателем и продюсером которого был знаменитый композитор Ким Брейтбург, братья Меладзе проработали до 1993 г. Покинув группу, ударились в сольное творчество, один писал, второй – исполнял. С определенной долей условности можно считать, что именно с хита «Не тревожь мне душу, скрипка» и началось шествие «меладзиады» по миру отечественной эстрадной музыки.
«Сэра»
Песня «Не тревожь мне душу, скрипка» вошла в качестве старого трека в дебютный альбом Валерия Меладзе, выпущенный в 1995 году и озаглавленный по другому известному его хиту раннего этапа - «Сэра». Личные имена в центральных образах и названиях песен используются очень часто, во всех странах и во все эпохи. Меломаны и музыкальные журналисты часто отмечают, что в начале-середине 90-х годов в российской поп-музыке наметился некий тренд на имена, в тот период «именных» песен вышло очень много. Валерий запел о цыганской девушке с необычным непривычным именем:
«Прощай, цыганка Сэра,
Были твои губы сладкими как вино»
Константин Меладзе в написании песен чаще отталкивается от музыки, сначала сочиняет мелодию, а уже потом текст. Рассказывая об этой песне, Валерий Меладзе уточнил, что никакую конкретную цыганку его брат в виду не имел, редкое имя просто органично легко на мотив.
Валерий Шотаевич выделяет эту песню на фоне остального творческого наследия брата, указывая на её оригинальность и необычность:
«Она получилась очень оригинальная, не похожа была ни на что из того, что Костя написал в то время и, как показала жизнь, она не похожа ни на одну песню из тех, которую он написал и позже. Ни на одну из последующих».
В то же время характерные черты «меладзианского» стиля слышны в этой песне невооруженным ухом.
Лирическая песня, в которой в то же время присутствуют нерв и страсть, на фоне поп-музыки того времени получилась экзотичной и по звучанию и по содержанию, что конечно привлкло к ней слушателей.
«Салют, Вера»
Раз уж речь зашла о песнях с женскими именами, вспомним куда более позднее произведение Константина Меладзе, где звучит популярное женское имя. Музыкальное и поэтическое ударение не совпадают, что придает песни своеобразия. Хит-фраза композиции прозвучала и врезалась в память как «Салют, ВерА». Честно говоря, когда эта песня только появилась, я подумал, что значит «ВерА», и не сразу «допер», что имеется в виду женское имя. Более того, как раз перед написанием этой статьи я делился идеей новой публикации с носительницей этого имени, и оказалось, что она до сих пор даже не предполагала, что в известном хите Меладзе поётся о Вере, думая, что это «что-то по-французски». При взгляде на эту песню из сегодняшнего дня возникает логичное и очевидное предположение, о какой именно Вере идет речь. Так зовут нынешнюю супругу композитора. Украинская певица Вера Галушко, прославившаяся под «генсековским» псевдонимом Брежнева, стала известна публике своим участием в группе «ВИАГра». Руководителем, продюсером и автором материала для группы является Константин Шотаевич.
Песня у Меладзе появилась раньше, чем жена Вера. «Салют, Вера» зазвучала во всеуслышание в середине нулевых, в 2005 году вошла в число лауреатов «Песни года». В этот период Брежнева как раз выступала в «ВИАГре». Звездная пара официально оформилась лишь в 2015, поэтому вопрос о связи песни с «той самой Верой» лежит в области слухов. Поскольку тему личной жизни героев публикаций я поднимать не люблю, подробно копаться в этом сюжете не буду.
Как уже было сказано, у Константина Меладзе именно музыка является первоисточником при создании песни, и непривычное уху «ВерА», ставшее и предметом критики, и запоминающейся фишкой, проистекает именно из специфики мелодики. Определенный эффект оказывают и особенности куплетной формы. После первого катрена куплета идет смена мелодики, эту часть песни музыковеды называют бридж, ритмический рисунок как будто настраивает на припев, и когда начинается «Я тысячу раз» слушатель уже готов «разрывать провода» и подпевать, даже если не знает текста наизусть.
В дискографии Валерия Меладзе песня «Салют, Вера» фигурирует на альбоме «Вопреки» 2008 года. Заглавный хит этой пластинки, вошедший в саунд-трек художественного фильма «Адмирал» в основную подборку я не взял, но упомянуть его и поставить запись стоит.
«Самба белого мотылька»
Выход на припев через бридж, разгоняющий песню и подсказывающий слушателю мелодию припева, встречается у Константина Меладзе достаточно часто. К этому же приёму он прибегает ещё в конце 90-х в песне «Самба белого мотылька». Композиция дала название третьему полноформатному альбому Валерия Меладзе, выпущенному в 1998 году. С этого хита и началась вся пластинка. Песня в некотором смысле стала «знаковой» для братьев на том этапе карьеры.
Валерий Шотаевич вспоминал, что диск создавался на фоне «кризиса роста», когда после двух успешных пластинок встал вопрос «Что дальше». «Самба белого мотылька» по словам певца стала той самой песней, которая помогла братьям почувствовать свежее дыхание в творчестве.
«Это было состояние «прорыва», открывшее нам направление, в котором нужно двигаться. И когда мы записали «Самбу», мы уже знали, каким будет весь альбом».
– приводятся слова певца в материалах его фан-сайта.
«Красиво»
Песня «Красиво» голосом Валерия Меладзе «вошла в нашу грешную жизнь» в последний год XX века, до сих пор не уходит из неё, продолжает звучать и узнается с первых нот. Хит-фраза этой композиции часто цитируется в заголовках материалов, посвященных певцу. Это, пожалуй, самый известный хит с его четвертой пластинки «Всё так и было», выпущенной в 1999.
В музыкальном клипе режиссера Олега Гусева зрители увидели уже знакомое меломанам и поклонникам Меладзе лицо. Модель Анна Белоцерковец снималась в нескольких музыкальных клипах на популярные хиты конца 90-х, например, в клипе «Ты одна, ты такая» Дмитрия Маликова. У Меладзе она участвовала в видео на песню «Самба белого мотылька», её же сняли и в «Красиво». Хит вошел в число лауреатов фестиваля «Песня-99».
«Спрячем слезы от посторонних»
В воспоминаниях Константина Шотаевича фигурирует точное время рождения песни «Спрячем слезы от посторонних» – январь 2002. Он писал её специально к отчетному концерту брата в Кремлевском дворце, где и состоялась премьера. Композитор вспоминал, что в тот период пребывал в творческом кризисе, а потому песня далась ему нелегко. И тем не менее задача была выполнена, появился один из самых ярких хитов Меладзе начала нулевых:
Многозначительная и немного мрачноватая песня с философским подтекстом официально озаглавлена первой строчкой припева, иногда, по центральному образу песни её именуют «Маскарад».
В качестве клипмейкера с братьями Меладзе в то время сотрудничал именитый режиссер Федор Бондарчук. Музыкальное видео «Спрячем слезы от посторонних» - его творение. Съемки проходили в кафе «Ритм энд блюз» в Москве.
Песня была издана на альбоме «Нега» 2004 года. Пластинка, представлявшая собой результат четырехлетней работы, позиционируется как совместный проект Валерия Меладзе и группы ВИАГра. На нём были представлены такие знаменитые сольные хиты певца как «Се Ля Ви», «Я не могу без тебя», а также первая дуэтная композиция с подопечным брату девичьим трио – «Океан и три реки».
«Текила-любовь»
Завершает основную часть сегодняшней подборки ещё один хит, вошедший в трек лист альбома «Нега». «Текила-любовь» или «Тропикана женщина», как песню часто именуют в народе, зазвучала ещё в 2000-м и по итогам года была удостоена премии «Золотой граммофон». Атмосфера и образный ряд песни вызывают «латиноамериканские ассоциации». По словам Валерия Меладзе «взрывная и темпераментная песня» получилась очень нетипичной, и брат, написав её, даже сомневался, примет ли эту композицию аудитория. Спустя более чем 20 лет очевидно, то сомнения были напрасны.
Валерий отметил, что песня строится на блюзовой основе, но в то же время для неё характерен жесткий ритм. В записи композиции принял участие Сергей Воронов, которого певец называет «настоящим блюзменом».
- Он внёс в нашу, может быть, слишком «выглаженную» музыку немного блюзово-рок-н-рольного разгильдяйства, – говорил Валерий Меладзе.
С этой композицией Валерий Меладзе пришел на пятый сезон проекта «Голос» поддержать полуфиналистов команды Григория Лепса. Традиционно на этом этапе участники делают один из номеров совместно со звездой. Так сложилось, что до полуфинала у Григория Викторовича дошли двое исполнителей, которые уже до «Голоса» были хорошо известны: поп-певец, серебряный призер шоу «Народный артист» Александр Панайотов и одна из ведущих вокалисток российской альтернативной рок и металл сцены, участница группы «Слот» Дарья Ставрович, также известная как «Нуки». Получилось интересное трио, участие рок-певицы в исполнении было минимальным, но, оказавшись в компании двух мужчин, она воплотила своеобразную вариацию образа героини произведения, той самой «женщины, которая горяча и бешена».
Новую версию этой композиции с одобрения автора исполнила украинская певица LOBODA, до начала сольной карьеры работавшая под крылом Меладзе в «ВИАГре». Пишут, что Константин Шотаевич подарил эту песню Светлане. «Текила-любовь» от Лободы вышла в 2017 году в формате сингла.
Заключение и бонус:
В качестве бонуса предлагаю дуэтную композицию, которую невозможно не вспомнить, говоря о братском тандеме - песню «Мой брат». Её Константин и Валерий исполнили вместе. Это один из нечастых случаев, когда Константин Меладзе поёт сам. Песня выпущена в 2015 году, вошла в одноименный альбом, состоящий из песен первой половины 2010-х и в сборник «Полста», приуроченный к 50-летию Валерия Меладзе.
В клипе режиссера Сергея Ткаченко задействованы три узнаваемых фигуры современного актерского цеха: Юлия Снигирь, Виктория Исакова и Елизавета Боярская.
О дуэтах с участием Валерия Меладзе и с песнями, написанными Константином, в рамках цикла планируется отдельная публикация. По этой причине в сегодняшней статье я обошел стороной суперпопулярный хит 2004 года «Притяжения больше нет», который Валерий Меладзе исполнял сначала группой «ВИАГра», а потом с другими певицами, в частности с Дианой Арбениной.
Как ни выкручивайся, но в комфортную для чтения подборку из 7-8 позиций все популярные и памятные хиты Меладзе не уместишь. За бортом остались многие хиты: «Актриса», «Без суеты», «Иностранец», «Небеса» и так далее. При наличии интереса к теме в рамках «меладзиады» сделаю вторую часть о «братских хитах».
Материал написан в информационно-развлекательном ключе, базируется на информации открытых источников, рассчитан на широкую аудиторию.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.