На днях в состав «Росатомфлота», вошел новый ледокол «Сибирь». Атомный, само собой. Он способен преодолевать 2.8 метра льда. Но что такое 3 метра льда? Для нас, преимущественно городских людей, да еще в массе своей не прибрежных, это пустые цифры. Давайте сравнивать.
МЧС предупреждает, что не стоит выходить на лед и ловить подледно рыбов, если он тоньше 7-10 сантиметров. Зависит от температуры среды и дальности от берега. Будем приводить что-то среднее, на - 5 градусов и нескольких десятках метров от берега. Можно толщину определить по цвету. Он должен быть голубым, а не белым или желтоватым.
Давайте условимся, что классический жигуль весит тонну. С одной стороны, у него уже что-то отвалилось, с другой, хозяин авто хранит в багажнике некоторое количество кирпичей. Тонну на колесах выдержит уже 20 сантиметров льда.
По льду Ладоги в осажденный Ленинград грузы возили «Полуторки» от Горьковского автозавода. Они так и называются, потому что тянут полторы тонны. И сам грузовик весит чуть более. 3 тонны проедут по 30-сантиметровому льду.
В свое время меня поразило, когда нас, юнцов зеленых, полковник предупредил: на доверенной нам боевой машине пехоты 2 нельзя выезжать на лед, толщиной меньше 40 сантиметров. Масса БМП2 — 14.7 тонн. И это без комплекта таких упитанных маменьких бойцов, какими мы были.
15 тонн, Карл, а лед всего 40 сантиметров. Тут надо сделать ради справедливости поправку. Гусеничная техника оказывает меньшее давление на лед и поэтому ее допустимый вес больше.
А метр льда выдержит 40-тонную колесную машину. По земле и асфальту опаснее ездить, чем по такому льду.
Теперь понимаете, на что способны атомные ледоколы? У России теперь в строю их 7. Всего в мире атомных ледоколов — 7.
Глядя на такие судна, неподготовленный зритель удивляется: а где же лезвие? Мол, а как колоть лед, если нос корабля не похож на топор? Однако таким приемом лед колоть тяжело и неудобно. Скорее лед бы разрезал корпус, каким прочным он ни был бы.
У ледоколов, наоборот, обводы корпуса более пологие. Корпус стремится к плоскодонности, насколько это возможно, чтобы не потерять устойчивость. Судно наползает на лед и ломает его собственным весом. Острых ледяных лезвий удается избежать таким путем. Чем выше торосы, тем меньше доступная толщина льда.
Конкретно ледорезы тоже существовали. У них был именно что острый прямой нос, лед они раздвигали. В конце 19-го и начале 20-го веков еще не было уверенности, как пойдет прогресс. Советский ледорез в 34-м даже преодолел Севморпуть. Но для такой схемы нужны уж очень сильные двигатели, и уж очень прочный корпус. Это экономически невыгодно.
«Атомность» ледокола на самом деле нужна не столько, чтобы повысить ледовый класс судна. Далеко не только от мощности энергетической установки зависит толщина преодолеваемого льда. АЭС на борту нужна для повышения автономности плавания. На Северном морском пути очень мало портов, существующие могут быть не подготовлены к прибытию больших судов, или закрыты торосами.
А так подзаправляться не нужно месяцами, другие запасы не настолько объемны, да и по воздуху можно если что подвезти. Можно туда-сюда водить ледоколом обычные суда и не волноваться, что по пути с Чукотки в Мурманск, останешься дрейфовать где-нибудь над Таймыром.
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайк, читайте канал в Телеграме и другие посты здесь:
- Россия почти создала космический корабль будущего