Найти в Дзене
Cinemacountry

С чего начинали знаменитые режиссёры

Оглавление

Авторский почерк — не только способ стать узнаваемым, но и возможность найти комбинацию методик, способную донести до зрителя задумку режиссёра и его видение мира. Далеко не всем режиссерам удаётся добиться узнаваемого и неповторимого стиля. У героев сегодняшней статьи это, однако, получилось. Для кого-то поиски были недолгими и естественными, другие искали идеала в кропотливом труде годами. Так или иначе, всегда интересно вернуться к началу, чтобы посмотреть, как зарождался тот или иной феномен. Это я вам и предлагаю сделать:

Квентин Тарантино

Квентин Тарантино в своём дебютном фильме «Бешеные псы»
Квентин Тарантино в своём дебютном фильме «Бешеные псы»

Основы фирменного стиля: черный юмор, литры бутафорской кровушки, персонажи-циники, панибратское обращение с исторической и фактологической базой, обилие искромётных диалогов, сценарные твисты, нетривиальные ракурсы

Самые популярные работы: «Криминальное чтиво», «Омерзительная восьмерка», «Бесславные ублюдки»

Как все начиналось:

Кадр из фильма «Бешеные псы», 1992
Кадр из фильма «Бешеные псы», 1992

Миндальничать со зрителями Тарантино и не думал с самого начала. Криминальный замес «Бешеные псы» застал публику врасплох, а сцена отсоединения уха опустошила не один кинозал. Однако успеху дебюта это не помещало вовсе: критики рассыпались в комплиментах, а все жертвы окупились. Какие жертвы? Ну, например, чтобы снять фильм, Тарантино пришлось продать половину его сценария: «Настоящая любовь» Тони Скотта и «Бешеные псы» должны были быть одним большим фильмом. Помните, Джо спрашивает у мистера Белого про Алабаму? Это та самая «call-girl» из «Настоящей любви». У Тарантино не было денег на съёмки своего фильма, поэтому ему и пришлось располовинить сценарий и продать его часть. Но бюджет эта жертва все равно не покрыла... Тогда Квентин отправился в шоу «Золотые девочки», где устроился на роль двойника Элвиса Пресли. Решающую же точку в финансовом вопросе кинопроизводства поставил Харви Кейтель (мистер Белый). Актёр заинтересовался проектом и привлёк крупных инвесторов, а Квентин Тарантино снял в конце концов свой первый фильм.

Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе со своим «музом» Робертом Де Ниро
Мартин Скорсезе со своим «музом» Робертом Де Ниро

Основы фирменного стиля: криминальная подоплёка, последовательная подача сюжетного материала, чистый кадр, многоступенчатые сценарии

Самые популярные работы: «Казино», «Таксист», «Отступники», «Злые улицы»

Как все начиналось:

Кадр из фильма «Кто стучится в дверь ко мне», 1967. Харви Кейтель — талисман дебютов больших режиссёров :)
Кадр из фильма «Кто стучится в дверь ко мне», 1967. Харви Кейтель — талисман дебютов больших режиссёров :)

Главный киногангстер Голливуда (как и его младший коллега, упомянутый выше) влюбился в кинематографическое искусство в раннем детстве. Эпизоды взросления Скорсезе отмечены симпатией разным киножанрам. Так в детстве будущему режиссёру нравились научная фантастика и мьюзиклы, в подростковом возрасте — вестерны, в юношеские годы Мартин увлёкся классикой кино (Феллини, Антонини). Проба пера же случилась под влиянием французской «Новой волны». В дебютной картине «Кто стучится в дверь ко мне» без знания авторства невозможно опознать руку маэстро, хотя фильм отчасти автобиографичен. Структура повествования рваная, риторическая, «несюжетная» — чувствуется влияние Трюффо. В центре рассказа сложные отношения двух молодых людей, размышления о зыбкости юношеских идеалов, разбивающихся о камни реальности, — ни одного блестящего кольта не выпрыгнет из-за ремня, ни один мустанг не взлетит в воздух.

Дэвид Линч

Дэвид Линч на своём селф-портрете
Дэвид Линч на своём селф-портрете

Основы фирменного стиля: постмодернизм, сюрреализм, пренебрежение жанровыми правилами, мрачность, сумбурность, депрессивность кадра, обилие сюжетных загадок, сопровождаемое отсутствием ответов — Линч никогда не опускается до объяснений

Самые популярные работы: «Твин Пикс», «Малхолланд Драйв», «Синий бархат»

Как все начиналось:

Кадр из фильма «Голова-ластик», 1977
Кадр из фильма «Голова-ластик», 1977

А так, собственно, и начиналось… Своей дебютной работой «Голова-ластик» молодой режиссёр, так сказать, с порога заявил о том, кто он такой, и что его, собственно, интересует. Фэнтези-хоррор об отце ребёнка-мутанта, которого играл забальзамированный зародыш телёнка — можно ли было высказаться более прозрачно о своих амбициях в индустрии? Разумеется, никто не захотел финансово поддерживать подобное безумие, поэтому Дэвид был вынужден сам добывать деньги: он развозила газеты, занимал у товарищей и родни, соглашался на любую подработку за гроши. Съёмки проекта длились 5 лет, и, надо сказать, все было не зря: критики тепло приветствовали дебютанта, отмечая смелость и оригинальность его идей, техническую смекалку. Кстати, «Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика :)

Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик на своём селф-портрете
Стэнли Кубрик на своём селф-портрете

Основы фирменного стиля: перфекционизм, симметрия кадра, масштабные съёмки, детализация, сложная техническая подготовка, новаторские визуальные методики, философская подоплёка повествования, межкадровая меланхолия

Самые популярные работы: «Космическая одиссея», «Заводной апельсин», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка», «Доктор Стрейнджлав»

Как все начиналось:

Кадр из фильма «Тропы славы», 1957. До 70-х годов лента была под запретом в Бельгии, Франции, ФРГ и Испании
Кадр из фильма «Тропы славы», 1957. До 70-х годов лента была под запретом в Бельгии, Франции, ФРГ и Испании

Дебют Кубрика был довольно традиционным. Прежде, чем Стэнли стал новатором, изменившим представление о визуальной концепции кинопроизводства (современные авторы и сейчас пользуются его наработками), он снимал качественное, достойное, но совершенно академическое кино. Прекрасный пример тому — антивоенная монохромная драма «Тропы славы» с Кирком Дугласом в главной роли, снятая Кубриком на рассвете карьеры. Прекрасный, сильный фильм, показывающий зрителю изнанку «благородной войны», и совершенно точно не являющийся наглядным пособием для изучения авторского стиля, ибо тот Кубрик, который всплывает в памяти синефила при одном лишь упоминании имени, в этом проекте не фигурирует.

Тим Бёртон

Джонни Депп и Тим Бёртон много-много лет назад
Джонни Депп и Тим Бёртон много-много лет назад

Основы фирменного стиля: элементы экспрессионизма, фэнтезийных миры, книксены смерти, мрачный антураж, иллюзорная реальность, чёрный юмор, болезненные/пугающие/чудаковатые персонажи, эксцентрика, Джонни Депп :)

Самые популярные работы: «Битлджус», «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина», «Суини Тодд», «Труп невесты»

Как все начиналось:

Кадр из фильма «Винсент»,1982
Кадр из фильма «Винсент»,1982

Тим никогда не скрывал своих мрачных предпочтений. Узнаваемая стилистика персонажей прослеживается уже в детских рисунках режиссёра. Кстати, свои первые фильмы Бёртон снял ещё подростком — в сети можно найти раскадровку и эскизы (некоторые идеи впоследствии были доработаны режиссёром для большого экрана). После обучения в институте искусств Тим устроился на должность штатного аниматора в студию Disney. Рисовка миленьких и славненьких диснеевских персонажей не доставляла молодому специалисту никакого удовольствия, тогда-то он и загорелся идеей создать анимацию в своей стилистике. Заручившись визой работодателя, Бёртон приступил к работе над новеллой о Винсенте Маллое, заблудившемся в мрачном визионерском мире. Так началась эра авторского кино Тима Бертона: через год Disney забракует идею «Франкенвинни» и режиссёр отправится в великолепное свободное плавание. А потом ввяжется в авантюру с летающими слонами и уйдёт в подполье, но это уже совсем другая история…

Про дебюты каких режиссеров вам бы хотелось узнать в следующий раз?

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино.